Заслушав доклады и выступления учёных, депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области и Ульяновской Городской Думы, представителей территориальных федеральных органов исполнительной власти, Правительства Ульяновской области, представителей молодёжных общественных объединений, студентов, участники конференции отмечают, что проблема формирования и осуществления целенаправленной молодёжной политики, ориентированной на формирование проверенных временем позитивных жизненных ценностей, является одной из наиболее важных. Система ценностей молодого человека должна в полной мере соответствовать российскому культурному коду, в котором базовыми являются такие понятия, как Родина, семья, уважение к окружающим, участие в делах своего города, своей страны, гармонизация индивидуальных и общественных установок и интересов. Нельзя признать нормальным положение, при котором личное преуспевание, достижение благ и часто эфемерных удовольствий становятся единственным жизненным принципом, универсальным правилом, побуждающим людей нередко игнорировать права и законные интересы других членов общества. И тем более недопустимы проявления культа силы, вседозволенности в отношении к окружающим. Духовно-нравственные нормы и правовые стандарты должны культивироваться и поддерживаться в сознании молодых людей так же, как интерес к образованию, здоровому образу жизни, музыке, путешествиям.
На современном этапе развития нашей страны остро стоит задача модернизации важнейших сфер – производства, науки, технологий. От того, как будет решаться эта задача, насколько успешными будут прорывы в тех или иных направлениях, зависит и авторитет России на международной арене, её способность противостоять современным вызовам. Соответственно, должна быть усовершенствована система образования и воспитания современного человека, семейная политика, система социальной защиты и поддержки, в том числе молодых специалистов. Должна гарантироваться возможность бесплатно заниматься спортом, музыкой, искусством.
К сожалению, приходится констатировать, что молодёжь сегодня оказалась самым слабым звеном современного российского социума, переживающего время радикальных перемен, подверженного неконтролируемому влиянию часто деструктивных и даже откровенно развращающих молодых людей явлений. Все это порождает в головах молодых дезориентацию, стремление уйти от реальности, нежелание участвовать в общественной жизни, искажает их внутренние духовно-ценностные установки. Все это крайне негативно влияет на институт семьи, способствует росту алкоголизации, наркомании и антиобщественных проявлений в молодёжной среде.
Нельзя не признать, в последние годы на государственном уровне был предпринят ряд мер, в том числе законодательного характера, по регулированию и упорядочению деятельности институтов и структур, наиболее часто и активно взаимодействующих с детской и молодёжной аудиторией. К их числу можно отнести массовое строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, усиление мер по защите прав несовершеннолетних, ограничение деятельности игровых клубов и залов, упорядочение торговли алкогольной продукцией, усиление борьбы с подростковой преступностью и наркоманией. Однако ситуация остаётся весьма тревожной и нуждается в серьёзном внимании со стороны всех ответственных и заинтересованных сторон.
Современное состояние общественных коммуникативных связей сильно зависит от феномена Интернета, который вытесняет сложившиеся традиционные формы получения и обмена информацией – телевидение и радио, печатную прессу. Интернет становится основным источником получения информации для молодежи. Авторитет в молодёжной среде напрямую связан с уровнем владения и использования Интернет-технологий. Отсюда следует, что всякий лидер, будь то учитель, молодёжный вожак или глава политической партии становится проводником идей не только внутри своего сообщества, но и мощным ретранслятором в самом широком смысле слова. Значит, воспитательные, образовательные и развивающие воздействия на молодёжь обязательно должны предполагать освоение Интернет- пространства и использование Интернет-технологий.
Главным фактором здорового общества и личности следует признать ответственное родительство. Важным средством подготовки к ответственному родительству является разработка и внедрение в практику образовательных учреждений (школ, институтов, клубов, центров) специальных обучающих программ по семьеведению и пропаганда ценностного отношения к семье и браку. В сложившейся ситуации наиболее эффективными способами воздействия на сознание молодёжи являются те, в которых воздействие опосредовано активностью родителей и реализуется в пространственно-временных границах семьи. Родительское собрание в школе и встречи гражданских активистов, психологов и педагогов с работниками предприятий и служащими фирм могут послужить формами воспитания в обществе здорового образа жизни.
И обществу, и власти необходимо глубже осознать, что именно
гуманитарное образование способствует целостному развитию человека, формированию у него социально ответственного поведения. Следует не сокращать, а, напротив, увеличивать долю гуманитарных предметов, курсов и дисциплин в образовательных программах школ и вузов города и области. При решении задачи формирования здорового образа жизни следует иметь в виду именно духовно-нравственное здоровье человека. Во всех образовательных, воспитательных и развивающих воздействиях на человека следует исходить из примата духовного начала в бытие целостной личности. Важнейшими характеристиками «личностного здоровья» являются такие показатели своего «Я», как чуткость к голосу совести, стремление к смыслу, искание Абсолютного, способность к любви, самоотдаче и самопожертвованию. Плодами воспитания должны становиться дисциплина, сосредоточенность, терпение, мужество, вера.
Необходимо культивировать позитивный социальный опыт, предлагать обществу позитивные образы народа–победителя, народа–коллективиста, народа–труженика, человека нравственного, обогащёного целостной и устойчивой системой духовных ценностей.
Участники конференции рекомендуют:
1. Органам государственной власти и местного самоуправления:
1.1. Основное внимание в осуществлении молодёжной политики сосредоточить на формировании благоприятных условий для занятий детей и молодежи в их свободное время спортом, различными видами творчества, волонтерством, другими видами полезной и обогащающей их духовный мир деятельностью.
1.2. Более эффективно использовать возможности учреждений образования и культуры для организации интересного и полезного досуга детей и молодёжи во внеучебное время, изыскать необходимые средства для оплаты труда руководителей соответствующих кружков, клубов и секций. Особое внимание уделить созданию стимулов в спортивной подготовке и связанной с ней тренерско-преподавательской деятельности, имея в виду, что физическая культура является задачей государственной важности, а спорт является мощным средством популяризации страны, повышения её авторитета и статуса.
1.3. Активнее привлекать молодых людей к участию в деятельности органов законодательной и исполнительной властей, избирательных комиссий, развивать институт стажёрства и дублирования.
1.4. Поощрять формы молодёжной самоорганизации, включая положительные формы молодёжных субкультур, осуществлять их материально-техническую поддержку через органы образования, культуры, спорта. Выявлять молодёжных лидеров, «вести» их, в случае успешной реализации их предложений и проектов давать им возможность для карьерного роста, способствовать поступлению на государственную или муниципальную службу.
1.5. Выступить с законотворческой инициативой о запрете продажи алкоголесодержащих энерготоников на территории России.
1.6. Законодательно ограничивать демонстрацию телепрограмм, кинофильмов, получивших отрицательный общественный резонанс, и пропагандирующих культ силы, вседозволенности и правового нигилизма.
1.7. Усилить контроль социальных сетей в Интернете, пресекать распространение информации и видеопродукции, содержащих сцены насилия, педофилии и других преступных проявлений.
1.8. Государственной Думе Российской Федерации ускорить принятие закона, ужесточающего меры наказания за педофилию.
1.9. Расширять систему стимулов, поощрять стремление молодёжи к службе в армии.
1.10. Увеличить стипендии студентам вузов до прожиточного минимума. Распространять опыт именных губернаторских стипендий, как это сделано в Ульяновской области и ряде других регионов, в целях повышения заинтересованности в успешной учёбе, студенческих научных исследованиях, выступлениях на предметных школьных и студенческих олимпиадах.
1.11. Содействовать поддержанию интереса к институту семьи, проведение на предприятиях и организациях массовых семейных мероприятий, стимулировать молодёжь к созданию многодетных семей.
1.12. Развивать и законодательно закреплять меры поддержки молодых специалистов, начинающих трудовую деятельность в различных отраслях, создавать материальные, жилищные, финансовые стимулы, побуждающие их повышать свою квалификацию.
1.13. Рекомендовать рассмотреть вопрос об открытии в Ульяновске публичного Центра научно-технических открытий и достижений с обширными современными выставочными площадями и зонами семейного отдыха, который работал бы согласно принципам: «Всё, что вижу, могу потрогать» и «Отдых как развитие, развитие как отдых».
2. Педагогическим коллективам учебных заведений всех типов:
2.1. Содействовать патриотическому воспитанию молодёжи, в том числе в рамках краеведческой работы, изучения генеалогии своей семьи, допризывной подготовки.
2.2. Сосредоточить внимание педагогов на правовом информировании молодёжи, формировании убеждения в значимости законов, личных обязанностей и ответственности за принятие решения и свои поступки, в развитии стереотипов правомерного поведения, формировании готовности активно участвовать в охране правопорядка.
3. Средствам массовой коммуникации:
3.1. Скорректировать тематику своих изданий (программ) в сторону увеличения тем и материалов, направленных на популяризацию лучших примеров служения Отечеству, бережного отношения к земле, природе, уважительного отношения к семье, старшим поколениям, истории и традициям родного края, малой родины. Создавать и культивировать положительные образы людей, на которых молодёжи хотелось бы равняться. Доминирующим нравственным вектором программ и публикаций должна быть победа добра над злом.
3.2. Больше внимания уделять показу достижений молодых людей в учёбе, труде, творчестве и спорте как альтернативе пагубных привычек, пристрастия к алкоголю и наркотикам.
4. Политическим партиям и общественным организациям:
4.1. Стимулировать интерес молодёжи к волонтёрской деятельности как инструменту саморазвития личности и её самовыражения в социально полезных видах деятельности.
4.2. Развивать правовую политическую культуру в молодёжной среде, способствовать созданию молодёжных подразделений политических партий.