Все больше ульяновцев желают заранее, еще при жизни, забронировать себе место на кладбище, а то и установить личный надгробный памятник. Социологи и психологи видят в этом желании, прежде всего, глубокие социальные проблемы общества: во-первых, люди не чувствуют себя в безопасности, поэтому часто вынуждены задумываться о смерти, во-вторых, уже не могут надеяться на то, что родные и близкие достойно проводят их в последний путь.

В принципе действующее российское земельное законодательство не предусматривает резервацию участков под будущие захоронения, однако спрос на личные могилы настолько велик, что чиновники и ритуальщики приноровились извлекать из странного людского желания серьезную выгоду. Общеизвестно, что, к примеру, в Москве за деньги можно подобрать любой понравившийся участок под могилу – на место установят ограду и памятник, которые формально и предложат оплатить клиенту. На протяжении нескольких последних лет подобный «бизнес» процветает и в Ульяновске. Работники кладбищ смогут показать сколь угодно могил, где, к примеру, размещены фотографии мужа и жены: у одного дата смерти проставлена, у другого – нет.

Однако у нас могильный бизнес очень черный и закрытый, чем нередко пользуются откровенные мошенники. Скажем, известны случаи, когда люди резервировали места для своих родственников, но, когда наступали похороны, выяснялось, что участок уже занят другими.

Сами чиновники все обвинения в продаже кладбищенских земель отвергают.

– Разрешение на захоронение выдает муниципалитет, однако могилы мы не продаем, – говорит председатель комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИЗ) администрации Ульяновска Татьяна Горюнова.

По ее словам, даже если такой механизм был бы предусмотрен законом, а бронирование участков под могилы приобрело бы официальный статус, мест под резервацию для всех желающих попросту не хватило бы.

– Потребовался бы участок, соизмеримый с нынешней территорией Ишеевского кладбища. Это был бы своеобразный город мертвых из живых, – отметила Татьяна Горюнова.

К слову, мест для реальных могил на территории самого Ишеевского кладбища становится все меньше.

По статистике по захоронениям ежедневно там появляется от 10 до 15 свежих могил. Если так пойдет и дальше, погост будет переполнен уже через шесть-семь лет. В настоящее время подбирается участок под еще одно городское кладбище. Скорее всего, оно разместится рядом с Северным, ближе к поселку Ишеевка.

С прошлого года руководство Ульяновска задалось целью провести полную инвентаризацию всех захоронений на территории города. По оценкам специалистов, на территории города находится порядка 330 тысяч могил. Более точное количество не знает никто. У каждого из трех наиболее крупных кладбищ (Ишеевского, Заволжского – оба действующие и кладбища по улице Карла Маркса) имеются свои похоронные книги, но даже в них отражено не все.

– Полная паспортизация и регистрация всех захоронений слишком трудоемкая и дорогостоящая работа, поэтому мы решили пойти по опыту Екатеринбурга, – рассказала Татьяна Горюнова. – Метод заключается в фотофиксации и определении границ каждой могилы с последующим размещением всей полученной информации на едином интернет-портале.

Примечательно, что изначально стоимость муниципального контракта была оценена в 1,9 миллиона руб-лей, однако в ходе торгов одна из ульяновских фирм сбила цену более чем наполовину, согласившись выполнить весь объем работ за 790 тысяч рублей.

– Целью разработки интернет-ресурса по захоронениям является не возможность виртуального посещения могил, как многим показалось.

Мы хотим получить единую информационную базу всех захороненных на территории города людей, чтобы понять, сколько же их. В дальнейшем любой желающий, зная имя и фамилию покойного, сможет отыскать место его захоронения, посмотреть, в каком состоянии находится могила, – отметила Татьяна Горюнова.

В администрации города рассчитывают и на то, что появление виртуальных кладбищ поможет улучшить внешний вид кладбищ настоящих. Расчет – на то, что тот или иной близкий покойному человек, посмотрев на могилу в интернете, захочет прийти и привести ее в порядок. Тем более что год от года заброшенных именных могил становится все больше.

Вадим Пилюков