Текст написан как продолжение дискуссии заданной Николаем Васиным.
Большие избирательные «игры» в России закончились. Теперь, после ожидаемых изменений в политической системе РФ основной интерес будут представлять выборы региональные. В частности, Ульяновскую область менее чем через год ожидает обновление Законодательного собрания. Самые мудрые местные деятели уже загодя начали подготовку. В частности – анализируется работа нынешнего состава заксобрания, которую немало ульяновцев считает либо незаметной, либо малоэффективной (где то попадалась информация, что «главный ульяновец» в сердцах заявил, что готов обновить 70-80% состава областных депутатов). Так ли это? Что на самом деле представляют из себя наши депутаты, избранные 4 года назад, что хорошего/плохого они сделали за это время? Пока основное ощущение после их работы: ни рыба ни мясо.
Согласно областному закону, депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Это в теории. На практике, в мягкие кресла здания на Радищева, д.1 опускаются «системные» и небедные в основном люди, которые или напрямую представляют окаменевшую ЕР или нашли способ «договориться» с исполнительной властью и получить «добро на депутатство». В случае «самых системных» мандат по факту просто куплен миллионными суммами на вхождение в гарантированный список. Опять же, согласно закону, депутаты Законодательного Собрания трудятся как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности. По давно установившейся практике, львиная доля из трех десятков депутатов «занимается законотворчеством» без отрыва от бизнеса или руководящего кресла. Деньги надо отбивать и приумножать. Бизнес, в итоге, на первом месте, а проголосовать за подготовленный юристами и специалистами законопроект – дело нетрудное и нехитрое, можно даже не читая. Не забудем и то, что Законодательное Собрание, согласно закону, образует комитеты и комиссии. Это, кроме депутатских сессий, пожалуй, чуть ли не единственная форма работы депутатов по «профилю», ведь на комиссиях и в комитетах рассматривают иногда более-менее важные вопросы жизнедеятельности области и даже, бывает, принимают какие-то решения.
Попробуем для примера взять депутатский список с конца и посмотреть – что же важного и полезного сделал в своем комитете, например, депутат заксобрания Николай Ягодин. Как известно, Николай Васильевич прошел в депутаты по партийному списку. До похода в политику Ягодин отдал 20 лет армейской службе, в 1998 году организовал и возглавил “Топливную Компанию Симбирск”, с 2001 по октябрь 2006 года работал генеральным директором ЗАО “Ульяновскнефтепродукт”, а сегодня он – директор Ульяновского областного государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» (всем известное «БТИ»). Для кого секрет, что при такой работе Николай Васильевич большую часть своего рабочего времени тратит на сложные вопросы БТИ, а не на осуществление в заксобрании функций заместителя председателя комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и т.д. Предполагать так нас заставляет даже беглый анализ работы данного комитета уже в текущем 2012 году.
Например. 24 января состоялось первое заседание, которое вел депутат Игорь Тихонов, председатель комитета. Присутствовали депутаты Ростислав Эдварс, Николай Ягодин, Расих Гатауллин и Алексей Куринный. И какие же судьбоносные вопросы решало столь представительное собрание состоятельных господ и товарищей? Например, поправками к закону «О мерах поддержки творческих работников в Ульяновской области» планировалось расширить круг граждан, имеющих право на присвоение звания «Ветеран творческой профессии», увеличить сумму денежных стимулирующих выплат творческим работникам, имеющим звание, и снизить возрастной ценз для назначения ежегодной денежной выплаты. Важно? Да как сказать… Явно ведь есть куда более серьезные, кричащие социальные проблемы в регионе, и среди них далеко не самый важный вопрос – подкинуть ли тысячу-другую заслуженным артистам. То же самое можно сказать и еще об одном «социально значимом законопроекте» – «О дополнительных мерах социальной поддержки работников противопожарной службы Ульяновской области…». Коротко говоря, речь шла о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере 3500 рублей работникам противопожарной службы Ульяновской области. Это, конечно, неплохо для пожарников, однако, опять же – неужели не нашлось проблем для решения более важных и актуальных? Но, видимо, решив, что мелкотравчатость им не к лицу, высокий депутатский ареопаг собрался еще раз уже 15 февраля текущего года в том же составе. На этот раз избранники рассмотрели проект изменений в закон «О противодействии коррупции в Ульяновской области». Если читатель думает, что депутаты замахнулись, наконец, на «святое» – на всем хорошо известные многочисленные коррупционные кормушки, то он заблуждается. Неприкосновенное так и осталось неприкосновенным. Но зато Уполномоченный по противодействию коррупции был, наверное, рад получить право «…анализировать исполнение законов чиновниками и систематизировать сведения о видах деятельности с повышенной степенью вероятности совершения коррупционных правонарушений, а так же выносить в адрес органов государственной власти и их руководителей предостережение о возможных проявлениях коррупции».
Лихая, бескомпромиссная борьба! Ну и, наконец, 20 февраля состоялось еще одно заседание данного комитета, где депутаты продолжили бумажную борьбу с коррупцией все в том же духе, а так же «приняли к сведению отчет Светланы Опёнышевой… о результатах деятельности регионального Министерства информационных технологий в 2011 году».
Так вот течет неспешная, солидная депутатская жизнь… Вот, скажем, направил почти два месяца назад прокурор Ульяновской области в ЗСО законопроект «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности».
После принятия данного закона все сведения депутатов и членов их семей о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны размещаться на официальном сайте регионального Заксобрания, и представляться редакциям СМИ по их запросам для опубликования.
При этом комиссия Заксобрания Ульяновской области должна будет проверять достоверность и полноту информации, а также как соблюдаются депутатами ограничения и запреты, установленные федеральным и региональным законодательством. А если депутаты предоставят недостоверные или неполные сведения, то об этом напечатают в официальном издании регионального Заксобрания и информацию разместят на официальном сайте.
Однако жизнь показывает, что наши депутаты и чиновники – не гоголевская унтер-офицерская вдова, чтобы себя сами выпороть. Как работает принятый закон? Где обещанные публикации на сайте? Нет их, как и нет реальной борьбы с мздоимством. Конечно, нельзя не уважать трудовую деятельность того же депутата Николая Ягодина, как и всех его коллег. Но даже при нашем беглом взгляде на именно депутатскую работу, становится очевидно: многое в нынешнем заксобрании делается просто «для галочки», чтобы обозначить решение проблемы законодательным путем, но не помочь исполнительной власти реально решить проблему. И возникает вопрос: а не пора ли оставить в стороне элементы профанации депутатской работы, и не наладить ли реальный диалог с людьми? Вопрос, насколько способны к этому большинство действующих членов ЗСО? Рейтинги депутатов и отношение к ним простых людей убедительно показывают – представительная власть и на уровне города и области лежит ниже плинтуса. Именно она – основной балласт для губернатора. Именно депутатам – «пламенным борцам», обязана низкими показателями двух последних выборов власть. Почему? Да потому что в массе своей ульяновские депутаты всего лишь бизнесмены, прячущиеся в кусты всегда, когда нужно брать на себя реальную ответственность и решать политические вопросы.