На ближайшие дни в регионах России запланировано проведение сразу нескольких пикетов «против размещения войск НАТО» в Ульяновске. Организатором большинства из них выступает КПРФ, но опыт уже прошедших антинатовских акций показывает, что участие в них принимают далеко не только коммунисты. Проблема «НАТО в сердце России» действительно волнует широкие массы населения, а не только политически активных членов общества. И для этого есть масса оснований: политические, экономические, просто страх, но самое главное, как всегда, – это география. Мы пришли к выводу, что выражение «НАТО в сердце России» вовсе не фигуральное, а самое что ни на есть реальное. Именно в этой фразе и кристаллизуются все возможные опасения, связанные с возможным присутствием контингента НАТО на нашей земле.
Последние пару лет с переменным успехом ведётся поиск identity региона с целью создания его бренда и вообще реализации хоть какой-либо вменяемой концепции его позиционирования. В прошедшем году по этому поводу не раз собирались совещания, рабочие группы, разрабатывали какие-то проекты… Единственными очевидными достижениями этой работы стали Колобок и понимание того, что для нормального позиционирования региона необходимо как от печки плясать от географии. Об этом мы писали неоднократно, поэтому углубляться в тему не будем, а сразу перейдём к выводам.
А выводы просты. Единственная неоспоримая уникальность нашего региона – это его расположение на перекрестке двух величайших торговых и транспортных путей Евразии: великого волжского пути с севера на юг и столь же великого сухопутного пути с запада на восток. Неудивительно, что такое местоположение нашего региона постоянно приводило к тому, что он становился «лакомым куском» для самых разнообразных цивилизаций, желающих получить контроль над территорией.
Именно здесь столкнулись лбами торговая цивилизация Волжской Булгарии и «цивилизация воинов» в лице Золотой Орды, именно здесь русская цивилизация речных долин столкнулась с финно-угорской цивилизацией, осваивающей водораздельные пространства, именно здесь появился синтез земледельческой и скотоводческой степной цивилизаций. В итоге наш регион исторически стал одним из важнейших узлов, стягивающим в единое целое лоскутное одеяло разных типов цивилизаций, своеобразной «точкой напряжения», которая многие сотни лет поддерживала достаточно тонкий баланс между разнообразными культурными кодами различных типов цивилизаций. Такое же невидимое значение регион сохранил до сих пор. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на карту Среднего Поволжья и вспомнить с кем граничит Ульяновская область.
В этой связи сразу вспоминается основоположник геополитики Маккиндер со своими знаменитыми Хартлендом и «Географической осью истории». Известен и основной постулат, вытекающий из теории Хартленда как природной крепости, – «кто контролирует Heartland, тот контролирует мир».
Не стоит и говорить, что более подходящего места чем Ульяновская область на роль центра Heartland на всей территории Евразии не найти – это действительно то самое «тайное место», на котором держится ткань народов Heartland. Для подтверждения этого постулата достаточно лишь вспомнить историю.
Тут пора обратиться к риторике, которой обставляется идея создания базы НАТО в Ульяновске. Риторика обычная для классических методов манипуляции сознанием и основана на замене понятий их искусственными эквивалентами. Благо, проблем с её экспортом в Россию из НАТО нет – за последние годы методикой такого рода манипуляций в полной мере овладели и наши власти. Так что же скрывается за «мультимодальными перевозками», «нелетальными грузами» и прочими «перевалочными пунктами»?
Очевидный ответ может быть только один – попытка так или иначе получит контроль над ключевой точкой Хартленда. Причём этот контроль в первую очередь лежит в политическом поле, а вовсе не в военном. Это явная и успешная попытка указать «населению восточных территорий» кто в доме хозяин, причём это операция в значительной степени психологического плана. И именно в этом основная опасность. Натовские стратеги УЖЕ выиграли эту психологическую войну – сам ФАКТ обсуждения и митингов и вообще ДОПУЩЕНИЯ возможности появления чего-либо ДРУГОГО в ключевом узле Хартленда – это уже победа, деморализация вероятного противника. Страшилки про военные базы и оккупацию – это уже следствия этой деморализации, ЯВНЫЕ её проявления.
Тактика, которую применяет НАТО в последние годы, – явно выраженная тактика сетевой войны с заранее просчитанными результатами. Причём ведется она таким образом, чтобы любое воздействие внешних факторов при любом стечении обстоятельств приводило к победе. Именно это мы наблюдаем и сейчас. Поднимется вал митингов, пикетов и народного недовольства – вполне возможно, что никаких «перевалочных баз для мультимодальных нелетальных грузов» в Ульяновске создано не будет. Но НАТО выиграет и в этом случае, совершив, по сути, психологическую диверсию, удар в самое ценное – в сердце. От такого удара придётся долго оправляться, а несколько подобных ударов вполне могут послужить катализатором к тому, что «узлы» лоскутного одеяла разойдутся, и «ткань» России расползется по швам.
Основной вопрос в другом – как такое вообще можно было допустить? Неужели власти не могли спрогнозировать столь очевидную реакцию и отвести от себя явный удар? Ответа на этот вопрос нет. Мы, увы, УЖЕ проиграли, причём в битве, которая ещё не началась. Собственно, в этом и есть основная проблема – власти по инерции готовятся ко вчерашней войне, ожидают вчерашних ударов и вчерашних подлостей. А противники уже давно воюют по технологиям завтрашнего дня, которые попросту невидимы для тех, кто смотрит с позиций позавчерашних знаний и понятий.
При таком явном системном разрыве в понятийном аппарате неизбежны ярко выраженные логические парадоксы. И их в изобилии можно встретить в высказываниях многих и многих политиков, как защищающих идею с «перевалочным пунктом» НАТО в Ульяновске, так и её критикующими. Например, как можно вообще понимать высказывание о том, что «перевалочный пункт» НАТО позволит создать новые рабочие места в регионе и улучшить его экономические показатели? Мы что, на аутсорсинге у НАТО, и развитие нашей экономики отныне – это удел стратегов из Брюсселя?
Или что подразумевать под ставшим знаменитым высказыванием Рогозина: «этот транзит – коммерческий, то есть бюджет РФ получает за него деньги. Не думаю, что транзит через Россию натовской туалетной бумаги является предательством Родины». Очевидная замена причин следствием, а следствий – обобщениями.
И подобное «понимание» можно встретить практически в любом высказывании политиков, которые в буквальном смысле слова видят (или хотят видеть) только то, что лежит на поверхности. Не стоит и говорить, насколько опасна такая неглубокая политика, вообще не учитывающая того, на чем СТРОЯТ свою политику стратеги НАТО. Речь о постепенной ломке и деформации сознания. Именно в этом основная опасность, а вовсе не в возможных «натовских БТРах на улицах Ульяновска». БТР, если что можно и уничтожить, а вот перепрограммировать быстро мозги, увы, нет.