Несмотря на сакральное седьмое место, которое буква «ё» занимает в русском алфавите, она подвергается наибольшей дискриминации в современной печати. Если не считать литературы для детей, «ё» практически исчезла из текстов на русском языке. Действующая орфография допускает замену «ё» на «е» там, где это не искажает восприятия текста. Но есть энтузиасты, которые ратуют за безусловное возвращение «ё» в язык. «Ёфикация» страны началась с Ульяновска – именно здесь, на бульваре Новый Венец, стоит гранитный памятник букве «ё». Экскурсанты из других городов охотно фотографируются на фоне этой пирамиды из красного гранита, на фронтальной грани которого высечена «ё» в том начертании, в котором она впервые появилась в печати в конце 18 века. А Ульяновский государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И.Ленина» даже разработал экскурсионный маршрут под названием «Ё-моё», посвященный седьмой букве русского алфавита. Более того, на волне ё-энтузиазма губернатор Ульяновской области Сергей Морозов издал распоряжение о том, чтобы вернуть букву «ё» в документооборот своей администрации.
Энциклопедии указывают, что букву «ё» ввел в обращение историк и литератор Николай Карамзин, уроженец Симбирска (это историческое название Ульяновска). Карамзин издавал поэтический альманах «Аониды», где в 1797 году в стихотворении Ивана Дмитриева «Опытная Соломонова мудрость, или мысли, выбранные из Экклезиаста» впервые в слове «слёзы» на 186 странице встречается буква «ё» в ее нынешнем начертании. При этом редактор в сноске на этой странице указывает: «Буква с двумя точками заменяет “iо”».
История буквы «ё», с одной стороны, достаточно известна, но при этом даже исследователи путаются, кто же все-таки впервые ввел «ё» в оборот. Предложение ввести в русский алфавит новую букву для обозначения буквосочетания «ио» впервые зафиксировано в протоколе заседания Императорской Российской Академии наук от 18 октября 1783 года. Директором Академии тогда была княгиня Екатерина Дашкова. В протоколе дана мотивировка: «Выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит». Под выговорами здесь подразумеваются слова, где звучит «ё». (Фонема «ё» к тому времени существовала уже около 400 лет, но графического обозначения не имела.) Кстати, тогда же было предложено ввести в азбуку еще одну букву – «Г с точкой» для графического различения омонимов, например, «град» как город и «град» как осадки. Спустя год решение академии утвердил владыка Гавриил. Тогда и появилась буква «йот». Но все-таки первым публикатором «ё» с точками в ее современном начертании считается все-таки Карамзин.
Авторство идеи памятника «ё» в Ульяновске сегодня оспаривают, как минимум, три человека. Но именно ульяновский художник Александр Зинин организовал в 1997 году празднование 200-летия буквы «ё». Когда был объявлен конкурс на лучший памятник букве, победил проект Зинина. «Алфавитные знаки – это наисвященнейшие, фундаментальные знаки культуры, – говорит художник, объясняя свой интерес к этой букве. – Алфавитный символ таит в себе мощь времен и веков. Когда с ней соприкасаешься, она начинает выходить наружу».
«Ё» приобрела свое начертание не случайно, считает Зинин: «Карамзин почему-то только маленькую букву печатает. Дело в том, что нижняя часть этой маленькой буквы «ё» – это буква «и», а верхняя, кольцеобразная, – это «о», то есть получается тот самый диграф, только написанный вертикально. Но поскольку он уплотняется по горизонтали до размера одной буквы, вверху стоят две точки, подразумевающие это чередование. В дизайнерском смысле это высший пилотаж. В 1731 году дизайнером первого буквенного знака, отвечающего за созвучия, похожие на «ё», был русский математик Василий Евдокимович Ададуров, кстати, учитель Екатерины Второй».
Редактор журнала «Народное образование» Виктор Чумаков специально приезжал в Ульяновск на открытие памятника «ё», которое состоялось 4 сентября 2005 года. Он называет себя «ёфикатором страны», написал несколько книг, посвященных истории этой буквы. Одну из последних книг он так и назвал – «Вместо Ё печатать Е – ошибка». В нее он включил обновленный словарь употребления «ё», в котором более 12 000 слов, а также список из двух с лишним тысяч фамилий, в которых написание «ё» обязательно. Не считая журнала «Народное образование», сегодня считанные издания печатают свои тексты с «ё», говорит Чумаков. Он призывает редакторов всех печатных СМИ и издательств последовать их примеру: «Вместо «ё» писать и печатать «е» – это хуже чем преступление, это – ошибка! И она делается сознательно. Думают, что можно букву «ё» не печатать, и все будет понятно. В то время как отсутствие буквы «ё» в тексте замедляет чтение, искажает смысл и может привести к катастрофическим последствиям. Например, вы неправильно укажете фамилию, и судебная тяжба будет затеяна против совсем другого человека. (Действительно, россияне, имеющие в фамилии букву «ё», регулярно сталкиваются с проблемами доказательства родства, например, при вступлении в наследство, если чиновники проявили небрежность и пренебрегли точками, в этом случае точки над «ё» могут оказаться поистине золотыми, а их возврат – очень хлопотным делом. – С.Г.) Если идет война и есть два разных города – Берёзовка и Березовка, то летчик может разбомбить совсем другой город. Вот вам и катастрофа!».
Для пропаганды «ё» Виктор Чумаков использует придуманную им считалку:
«Ё» твоя и «ё» моё:
Ёлкин, Рёрих, Депардьё,
Ёркин, Шрёдер, Ришельё,
Ёжик, Пчёлкин, Монтескьё,
Ёрш, Денёв, Шмелёв, Матьё,
«ё» – твоя и «ё» – моё».
Ульяновский краевед Сергей Петров, активный сторонник «ёфикации» и один из соавторов идеи памятника «ё», предупреждает об иных последствиях небрежности в орфографии: «У нас есть город Королёв. Если удаляется «ё», возникает совершенно анекдотическая ситуация: королевский вытрезвитель, королевский рынок, королевские проститутки и прочее. Актриса Неёлова, если забыть букву «ё», превращается в Неелову. Взять пролив Дежнева – не было такого человека, был Дежнёв. Фамилия великого шахматиста был Алехин, а те, кто не знает, говорят, что он Алёхин. Беспорядок получается! А буква «ё» все ставит на свои места».
Активность ёфикаторов всколыхнула медиапространство, причем не только в России, и повеселила местное сообщество. А вот первый памятник «ё» в Ульяновске выглядел мрачновато. Это была обычная прямоугольная плита из черного мрамора, на которой была выбита строчная «ё». Памятник делала компания, которая занимается изготовлением надгробных плит. Шутники говорили, что это был монумент памяти «ё», тем более что рядом с ним, по замыслу, должны были позднее появиться небольшие такие монументики пяти буквам, в начале прошлого века исчезнувшим из русского алфавита в связи с реформой орфографии (до кладбища букв дело, однако, не дошло).
Черный памятник, который торжественно открыли, был временным. Открытие памятника «ё» было приурочено к началу фестиваля культурных столиц Поволжья, но красный гранит везли из ближнего зарубежья: пока проходили таможню, получали сертификат, шлифовали, время ушло – сделать монумент, каким его задумал Зинин, не успевали. Тогда городские власти пошли на упрощенный вариант из черного мрамора, а шутники получили повод для зубоскальства.
Нынешнему, «окончательному» памятнику «ё», который так и не дождался официального открытия, Александр Зинин придает большое значение. В контексте современного Ульяновска он считает его точкой опоры в общественном сознании, которая поможет городу благоустраивать дальнейшую жизнь: «Народу нужно еще что-то кроме хлеба и зрелищ – нечто глубинное, постигая которое, можно открыть новые пути, понять, куда идти».
Другой ульяновский художник, Виктор Егоров, тоже участвовал в конкурсе на лучший проект памятнику «ё». В скульптурном варианте Егорова буква «ё» – печатная, причем каждый ее элемент имеет свою интерпретацию: «Нижний брус – это символ нижнего мира, верхний брус – символ верхнего мира. Два шара (точки над «ё») – Солнце и Луна. Ось, которая их соединяет, – это мировая ось. Короткий брус – это средний мир. И тут есть место человеку, который соединяет космическое и земное начало».
Именно такой памятник – три бруса на дубовой колонне высотой 4 метра – в 2003 году Егоров установил на месте вымершего чувашского села Ёлкино при поддержке местных фермеров (сам художник родом из тех мест). Так что, строго говоря, приоритета на памятник «ё» у Ульяновска нет. Егоров говорит, что его памятник уже живет своей жизнью: «Во время престольного праздника бывшего села Ёлкино, 9 октября, около памятника народ собирается на массовые гулянья. Сейчас там цветы лежат живые, значит, ёлкинцы навещают. К 60-летию победы на этой колонне появился список ёлкинцев, не вернувшихся с войны. Некоторые ёлкинцы приезжают к этому памятнику справлять юбилеи».
В Чувашии к памятнику «ё» отнеслись серьезно. В Ульяновске же этот проект многие воспринимают как неудачную шутку, прихоть властей, даже как издевку, неуместную на фоне экономических трудностей. Но Александр Зинин говорит: сколько бедных ни корми, они не станут богаче. Для него смысл памятника в другом: буква «ё» – священная карта. «По сути дела, всякая буква – это карта путей, которыми Господь строил мир, – поясняет он. – ХХ век – это век ораторов, соблазнителей толп, мы все «комиссарим» и «комиссарим», а каких-то простых, но очень глубоких тайн, которыми хорошо владели древние мудрецы, не знаем. Но они все заложены в алфавите».
Сакральный характер «ё» не уберег памятник от скандала. В 2009 году Александр Зинин обратился в суд с иском к мэрии города, которая не заплатила ему ни копейки за использование проекта. Поскольку открытие памятника готовилось в спешке, формального договора не было заключено. Мэрия говорила: о каких авторских правах идет речь, если Зинин не придумывал ни буквы, ни ее начертания? Художник, своими руками высекавший очертания буквы в граните, требовал 1 млн рублей в возмещение материального ущерба. Суд это требование отклонил на том основании, что истек трехлетний срок давности по искам такого рода. Истец и его адвокат с этим решением не согласились, так как использование произведения (то есть памятника на основе проекта Зинина) продолжается, поэтому правонарушение является длящимся. Областной суд оставил решение районного в силе. Зато Зинин получил 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда – как раз по той причине, что первоначальный памятник был слишком похож на могильный камень, чего душа поэта (то есть художника) выдержать не могла.
Впрочем, памятник «ё» в Ульяновске, прежде чем стать объектом судебного иска, стал объектом флэш-моба: 6 июля 2007, когда отмечался Всемирный день поцелуев, участники проекта «ЗАРЯ» («За русский язык») собрались, чтобы поцеловать седьмую букву русского алфавита, выразив тем самым свою любовь к родному языку. Активисты проекта предварительно помыли памятник и принесли салфетки, через которые любой желающий мог поцеловать букву «ё». Это говорит о том, что памятник, несмотря на свою непритязательность, вписался в пространство города и, став культурным объектом, зажил своей жизнью, отделившись от своего творца.
читатель
“Но есть энтузиасты, которые ратуют за безусловное возвращение «ё» в язык.” Это верно! Я из таких.
А скульптору Зинину следовало бы заплатить за работу, не только за моральный вред. А то обидеть художника всякий норовит.
Елизавета
жуткий памятник… кладбищенский какой-то, ни о чём, никакого креатива…