Дорогу большой воде в регионе расчищают бульдозерами.
Весна – пора долгожданная, но всегда таит в себе угрозу, связанную с прохождением паводка. В том, что работники стальной магистрали встречают большую воду во всеоружии, мне пришлось убедиться воочию, пройдя три километра пешком по одному из самых водозатопляемых перегонов Волго-Камского региона.

– Будем выполнять работы по расчистке водоотводных канав на перегоне Цильна – Шумовка, со 163 км по 160 км. Данный участок – один из самых опасных в регионе с точки зрения прохода паводка. В прошлые годы здесь наблюдались обильные паводки, а в 50-е годы они сопровождались размывом насыпи земляного полотна. С тех пор этот перегон находится у нас под особым контролем, – рассказывает заместитель начальника Ульяновской дистанции пути Вячеслав Иванов. – Этот участок расположен в сложном гидрологическом месте, рельеф местности своеобразный, поэтому вся вода идет по правой стороне железнодорожного пути. Здесь много водоемов с обильным размывом. Прежде всего, это реки Сухой Бирюч и Бирюч. Вся вода стремится к их бассейнам, поэтому требуется вскрытие всех водопропускных сооружений: труб, мостов, водоотводных канав, куда пойдет вода с полей и лесов.

В работах по расчистке водоотводных канав задействованы практически все подразделения Волго-Камского региона, но основная нагрузка выпадает на работников восстановительного поезда Ульяновск-Центральный и Ульяновской дистанции пути. Мероприятия предстоят технологически сложные с подключением бульдозера «ДЗ-94» с восстановительного поезда.
– Это очень высокопроизводительная техника,с двигателем в 330 лошадиных сил, – объясняет мне освобожденный бригадир восстановительного поезда Ульяновск-Центральный Шамиль Шайдуллов. – Основное назначение бульдозера – работа при различных повреждениях на участках железной дороги, авариях, сходах, но нередко его используют на производственных работах и, прежде всего, на перегонах, где подобная техника является незаменимой. Сегодня как раз тот самый случай.

На перегон Цильна – Шумовка нам предстоит ехать на восстановительном поезде. Из уютного и теплого вагона не хочется выходить, когда за окнами показывается станция Шумовка. Вячеслав Иванов запрашивает у дежурного по станции разрешение на «окно», и через некоторое время поезд выезжает на перегон к месту работы. Одна часть состава закрепляется башмаками, разъединяется автосцепка.

Наступает самый ответственный момент – съезд бульдозера с платформы. В подготовке принимают участие все железнодорожники. Состав разъезжается, расстилаются сходни, по которым будет съезжать бульдозер.
На место съезда железнодорожники выкладывают так называемую клетку из шпал и старогодних покрышек. Это делается для того, чтобы бульдозер не повредил рельсы. Проверяются тормоза, убираются башмаки, и состав уезжает на станцию Цильна. Там он будет обгоняться вперед тепловозом и стоять в ожидании выезда на перегон.

Теперь бульдозер готов к работе по очистке водоотводной канавы. Ковшом впереди себя он растаскивает валы снега для беспрепятственного прохода воды. Остальные работники контролируют ход работы, и, выставляя сигналиста, следуют за бульдозером в сторону станции Цильна. Электромеханики СЦБ и связисты подсказывают, где проходит кабель, чтобы не допустить нечаянного повреждения. Однако машинист бульдозера Анатолий Николаевич Малышев легко справляется с работой – на тяжелой технике ему нет равных. Оказалось, что Анатолий Николаевич родом из Шумовки, так что можно сказать – сегодня он возвратился в родные пенаты. Тяжелая техника нравилась ему с детства. Летние каникулы он всегда проводил в деревне, работал в поле. С 11 лет уже управлял комбайном. 1 сентября, когда дети шли в школу, он еще оставался в деревне до окончания уборочной – колхозники не отпускали.
– На этих бульдозерах работаю уже 30 лет, – признался мне Анатолий Николаевич. – Сегодняшние работы для меня не представляют особой трудности. Главное, чтобы при съезде с платформы правильно развернуть бульдозер, не зацепив земляное полотно. Все тяжелые работы на перегонах не обходятся без этой машины. Технику надо чувствовать, управлять ею с умом, а без сноровки быстро застрянешь. Медведя ведь тоже можно научить ездить на мотоцикле, только толку от этого будет мало.

Впереди замечаю станцию Цильна, а это значит, что работы по расчистке водоотводной канавы вышли на завершающую стадию. За все время пути бульдозер Малышева ни разу не забуксовал, и водоотводная канава длиной в три километра была благополучно вскрыта.

– Фактически, мы соединились с кюветом на 160-м км, который до этого был вскрыт машиной «СТРУГ», – поясняет мне Вячеслав Иванов. – Теперь мы спокойны за этот участок. Паводок – явление не слишком длительное, но очень опасное, и недооценивать его не стоит.
На станции Цильна мы вновь дожидаемся разрешения на «окно», и восстановительный поезд следует на перегон, на нашу отправную точку. Все технические операции повторяются, только уже в обратном порядке.
Александр Савенков