Подводя итоги прошедшего в Ульяновске 50-го Международного музыкального фестиваля «Мир, эпоха, имена», можно отметить, что самым необычным, самым неординарным и самым длительным выступлением стал концерт джазового музыканта, родившегося в Америке и ныне проживающего во Франции, саксофониста Абду Салима.
Абду Салим закончил музыкальный и композиторский факультет в Университете Южного Техаса в Хьюстоне. Этот профессиональный музыкант выступал на концертах со знаменитыми блюзовыми вокалистами: Джо Тернером, Билли Бруксом, Лу Беннетом, Лу Дональдсоном, Лонни Смитом, Идрис Мухаммадом и другими.
Темнокожий музыкант вышел на сценическую площадку ДК «Губернаторский в своей национальной африканской одежде.
Большой трехчасовой концерт настоящего американского джазмена проходил в необычном для русской публики темпе: музыкант, играющий на сцене джаз, никуда не торопился, он красиво исполнял те джазовые композиции, которые ему хотелось сыграть в эту минуту. И хотя екатеринбургским музыкантам из «Трио Игната Кравцова», которые с ним играли в Ульяновске, приходилось часто импровизировать, музыкальные композиции получались стильными и живыми.
После концерта нам удалось побеседовать с директором этого гастрольного тура, менеджером многих музыкантов Евгением Колбашевым из Санкт-Петербурга. Он любезно согласился ответить на все вопросы.
– Этот концерт – один из моих проектов, – сказал Евгений Колбашев. – Я уже привозил много музыкантов из Европы в Россию. Они играют блюз и джаз. Абду очень сложно ездить по миру, потому что он больной, и ему трудно ездить вообще. И то, что он поехал в этот гастрольный тур, просто чудо. Сегодня ему в Ульяновске сделали массаж и сказали, что у него большие проблемы с позвоночником. И не факт, что он еще куда-то поедет. Хотя мне бы очень хотелось, чтобы он принял участие в уже запланированном туре по России, который будет осенью.
– Женя, Вы часто привозите музыкантов из-за рубежа?
– Достаточно часто организовываю гастроли известных блюзовых и джазовых музыкантов из Аргентины, Америки, Англии и других стран.
– Почему привозите именно джаз?
– А что еще слушать? Я двадцать лет работал с музыкантами, играющими русский рок, и понял, что это – не моя музыка.
– Раньше слушали рок-музыку?
– Шесть лет я работал директором Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». И, соответственно, знаю абсолютно весь русский рок. Сейчас он меня не интересует совершенно.
– Рок-н-ролл мертв?
– Это еще Гребенщиков сказал. Он умер уже давно, и это процесс – естественный, потому что ничего нового не возникает. Все хорошее – старые хиты, которые были популярны в прошлом веке. А сказать, что мы неожиданно стали слушать Френка Фердинанда, было бы глупо. Блюз будет жить вечно. Так же и джаз.
– Вы возите только зарубежных артистов или у нас есть свои хорошие музыканты в России?
– Конечно. Вот сегодня играют парни из Екатеринбурга…
– Настоящий джаз могут играть только американцы?
– Конечно. Если бы иностранцы спели нашу «Калинку», то что бы получилось?
– Смешно.
– Вот именно. Джаз – их музыка, и равнение – на них.
ЛАРИСА ЯРДАЕВА
Зритель с 20 ряда
Полный отстой этот негр-или -араб -или американец Абду Салим! Еле выдержал первое отделение, (люди уходили с концерта, почему об этом не пишете?). Может быть чернокожие лучше разбираются в музыке, но слушать 2 с лишним часа унылое завывание сакса и грохот негритянских барабанов – это самодеятельность не для России. У нас есть на кого равняться – Варламов, Кролл, Академик Бэнд… А больной негр пусть играет для Америки, для своих земляков.