Во время визита в январе этого года в Ульяновск заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина состоялось совещание по проблемам развития авиации, во время которого Рогозин озвучил планы по строительству в Ульяновске на мощностях «Авиастара» транспортных самолетов ИЛ-476 для нужд военных. По его словам, до 2020 года в Ульяновске должно быть произведено «более 100» таких самолетов. Мы проанализировали планы “Авиастара” и пришли к выводу, что этот заказ единственное, что может спасти предприятие. В обмен на что?

На ИЛ-476, который представляет собой модернизацию заслуженного ИЛ-76, на «Авиастаре» возлагают большие надежды. Постановка этого самолета в производство в случае, если на него будет стабильный оборонный заказ, сильно поможет предприятию.

Изначально планировалось закончить создание летного образца 476-ого к октябрю прошедшего года и передать его на сертификационные испытания. В настоящий момент, как было озвучено на встрече губернатора с работниками «Авиастара» 1 марта, полностью готов ресурсный образец, а первый полет ИЛ-476 запланирован на 2012 год. Летный образец на данный момент дособирается. Можно предположить, что полетит он не раньше осени.

При этом начало активного производства ИЛ-476 запланировано уже на 2014 год, причём доукомплектовываться оборудованием самолеты будут в Таганроге на ОАО «ТАНТК имени Бериева». Предполагается, что добираться из Ульяновска до Таганрога «транспортники» будут своим ходом. Использовать в войсках самолеты планируется в том числе и как топливозаправщики.

Интересно, что пиковую мощность по совместному производству ИЛ-476 генеральный директор ОАО «Авиастар» Сергей Дементьев оценил в 18 самолетов в год. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС по результатам встречи Дементьева с руководством «ТАНТК». Таким образом, если нормальное производство начнётся, как и планируется, в 2014 году, то до 2020 года действительно будет произведено более 100 самолетов.

Стоит отметить, что конструкция нового самолета, который планируется выпускать на «Авиастаре», идентична конструкции ИЛ-76. Полностью сохранено расположение двигателей, общие размеры фюзеляжа и т.д., но переработана конструкция крыльев. При этом контур крыла остался тем же, изменения внесены в первую очередь технологические. Кроме того, по сравнению с базовой моделью значительно усилено шасси, которое изготавливается в Самаре на заводе «Авиаагрегат». Получается, что значительных изменений по сравнению с прародителем не так и много.

Мы решили разобраться, а будет ли такой самолет востребован в гражданской авиации и задали этот вопрос на паре специализированных авиационных форумов. Ответы были получены незамедлительно – оказывается вопрос «грузовиков» волнует не только эксплуатантов, но и летчиков. Увы, но суть большинства ответов свелась к тому, что в России среди гражданских перевозчиков ИЛ-476 вряд ли будет востребован. Оказывается, у нас в стране и так практически простаивает парк рабочих ИЛ-76 и новая его версия вряд ли будет нужна перевозчикам. Зарубежные же авиационные перевозчики предпочитают грузовые конверсии распространенных Airbus’ов. Однородный парк проще и дешевле эксплуатировать.

По иронии судьбы таким переоборудованием года три назад планировали заниматься и на «Авиастаре». В работу должны были быть пущены Airbus A320/321. В 2012 году по планам в Ульяновске должны была быть запущена линия по переоборудованию до 30 самолетов ежегодно. Увы, но об этом проекте в последнее время ничего не слышно. Получается, что надеяться «Авиастару» в ближайшие годы приходится только на военных. И вполне может быть, что надежда эта последняя, и речь идёт о выживании предприятия…

И тут хочется провести параллель между этой надеждой, визитом ключевого в данной ситуации лица Дмитрия Рогозина и планами по организации в Ульяновске «перевалочного пункта» НАТО. Вполне вероятно, что всё это звенья одной цепи, результаты не особо афишируемых договоренностей формата «ты-мне», «я-тебе». Спасение всё никак не вписывающегося в рынок «Авиастара» в обмен на присутствие НАТО. А НАТО, само собой, понадобятся транспортные самолеты для перевозки грузов… Конспирология или тройственное соглашение?