Ряд российских СМИ опубликовали рейтинги надежности губернаторов. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов – прочен и надежен, как скала, занимая 29-е место, все козыри у него на руках: возраст, репутация, опыт. Минусы: слабости команды, в среде которой много непопулярных деятелей, колебания электората, островки социальной напряженности. 
Очень важные показатели – доверие электората и доверие федерального центра, и рейтинг в этот раз имеет актуальное звучание: "Индекс избираемости глав субъектов Российской Федерации".
Индекс обозначен буквами, от А до Д, где:

A + (абсолютно избираемый)
A (избрание гарантировано)
B (высокие шансы на избрание)
C (вероятность избрания ниже среднего)
D (вероятность избрания стремится к "0")

В А+ – всего двое, Кадыров и Тулеев; А – 14 глав, республиканских – пятеро: Рустэм Хамитов, Юнус-бек Евкуров, Вячеслав Гайзер, Николай Меркушкин, Рустам Минниханов, краевых один: Владимир Илюхин; и восемь областных;
Рейтинг А-, имеет один глава, Тюменской области.

Ульяновский губернатор не попал в список глав, чье избрание гарантировано, но зато числится среди тех, кто имеет высокие шансы быть избранным, а таковых четырнадцать глав, и тут Сергей Иванович, на позицию обходит своего ровесника Сергея Собянина, на две Георгия Полтавченко, в общем, вполне комфортное соседство.
Балансируют между высокими и средними шансами: руководители Брянской и Липецкой областей, им предстоит жесткая борьба.
Остальные главы регионов, скорее всего уйдут:
таковых – 21 руководитель, там из соседей Самарская область, Мордовия и и Марий Эл,  кто уйдет точно: таких 19, остальные либо вновь назначенные, либо уже уходящие.  

В общем, среди губернаторов, как среди многих политиков России, наблюдается следующая возрастная тенденция: уходят те, кто родился в сороковых и начале 50-х, преобладают те, кто родился в конце 50-х и 60-х, при этом, родившихся в 60-х очевидно становиться все больше, а вот родившиеся в 70-х, в политике и на местах губернаторов долго не задерживаются, видимо сказывается недостаток жизненного опыта, Кадыров – как исключение, только подтверждает это правило.

На мой взгляд, молодые политики, делают одну и ту же ошибку, нарушая принцип: "Не торопись с принятием решений и не делай резких движений", в общем, в политике все похоже на интеллектуальное у-шу: не нападай первым, используй силу противника, чем сильнее твой противник – тем больше возможностей у тебя.

По мнению экспертов, во многих регионах уже началась тайная или явная избирательная компания. Подготовку "Индекса избираемости глав субъектов РФ" руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев объяснил восстановлением прямых выборов глав регионов. Если их вернут, то потеряют "актуальность факторы, которые еще несколько месяцев назад определяли политическую судьбу губернаторов, а именно отношения с федеральным центром". "В основу расчета индекса избираемости легла всесторонняя оценка способности губернатора и его команды заручиться поддержкой не федеральных чиновников, а избирателей",— пояснил соавтор доклада, главный редактор журнала "Политические технологии" Сергей Поляков. 

Федеральный центр делает двухходовку, с одной стороны требует согласованной кандидатуры проходящей через федеральный фильтр,  с другой – предпочтения электората, т.е. электорату дадут возможность выбирать из списка.
Кстати, в Ульяновском регионе, по мнению экспертов, пара конкурентов губернатора, ведет себя интригующе, это руководитель инвестиционной корпорации – Рябов, и секретарь совета безопасности – Маркин, в том смысле, что потенциал есть у каждого из них, но воспользуются ли они своими возможностями, ещё вопрос.
В 2013 году, более чем вероятна смена спикера ЗСО, тут тоже намечается острая борьба за депутатские кресла. Скорее всего единороссы пойдут на выборы самовыдвиженцами, но как показывают итоги выборов в Москве, это мало помогает.
После ухода последнего из учредителей партии "Единая Россия" из федеральной власти, и её неразрывная историческая связь с именем Б.Березовского, делает эту партию потенциально неприемлемой, и все больший вес набирает социал-демократический блок, да и Владимир Путин, в своей предвыборной риторике, подчеркивал, что консерватизм себя исчерпал, и его тезисы были в русле европейских социал-демократических программ. Возможно, что его опыт проживания в Германии, дает себя знать.

Калачев сказал, что воскрешаемые всенародные выборы глав регионов "будут намного более заорганизованными и коммерциализованными, чем в 90-х": "Романтизм из политики выветрился. Партии будут торговать своей позицией (поддержка—неподдержка), а кандидатов можно будет условно поделить на три группы: от партии власти, от контрэлит и технические". Главным отличием возрожденных выборов образца 2012 года от выборов 90-х годов господин Калачев назвал то, что электорально управляемых территорий стало больше, а популярных губернаторов меньше. 
Есть и иное экспертное суждение: Румия Ромашкина, которая успешно провела кампанию экс-главы Ненецкого автономного округа Алексея Баринова на последних губернаторских выборах считает, что у действующих глав, за редким исключением, шансов на выборах маловато. "Во-первых, они были назначены и не имели опыта не просто предвыборных кампаний, но и в целом опыта публичного позиционирования себя, команды, своих планов. Они знали, что решение принимается не в регионе, а в Москве, поэтому и смысла не было нравиться электорату,— отметила госпожа Ромашкина.— Во-вторых, слишком быстро Кремль развернул свои позиции. Решение о выборах губернаторов прозвучало перед Новым годом, и вот уже оно практически принято. Никто не успел перестроиться, да и в принципе осознать, что все это всерьез. А ведь дело не только в пиаре, а в бюджетировании популярных в народе решений. В общем, организационные сложности у губернаторов, которые будут переизбираться в этом году, налицо". 

Руководитель кампании "Минченко-консалтинг" Евгений Минченко рассказал "Ъ", что действующие главы, причем даже те, кому переизбираться через два года, озаботились всесторонней экспертизой положения дел в своих регионах, в том числе и собственной избираемостью. Появилась и другая, многочисленная группа клиентов — противники действующих глав. В основном, это крупные региональные бизнес-группы, у которых уже есть свои кандидаты или которые хотят составить пул инвесторов для общего кандидата. "Крупный региональный бизнес наиболее ущемлен в результате назначения глав: отстаивать свои интересы у него возможностей было мало — губернаторы-варяги начинали строить все под себя, выборы в Госдуму по одномандатным округам были отменены, мэров заменили назначаемыми сити-менеджерами,— пояснил господин Минченко.— От назначения выиграли только крупные госхолдинги, такие как "Газпром", РЖД, "Ростехнологии", которые имели возможность лоббировать своих кандидатов на самом высоком уровне". Госпожа Ромашкина также отметила, что "региональная элита застоялась и сейчас подросли бизнесмены, которые готовы выйти на этот уровень". 

Евгений Минченко уверен, что на выборах будут иметь успех "темные лошадки, выступающие против системы". При этом он отметил, что и новые федеральные политики будут появляться из регионов. А господин Калачев считает, что если президенту будет дано право отклонять представленные партиями кандидатуры, то это отсечет ярких и достаточно независимых кандидатов. По его мнению, "настоящих героев в регионах крайне мало" и не осталось практически популярных глав: "Поле для работы политтехнологам огромное. Согласовать кандидатуру можно, а вот сделать ее привлекательной — это уже другая работа других людей. Зачастую кандидатам придется бороться не столько с конкурентами, сколько с самими собой. Для нынешних глав проблема не только конкурентные выборы, но и выборы в формате референдума о доверии". 

по материалам "КоммерсантЪ".