На Ульяновском авиазаводе заканчивается строительство первого «воздушного грузовика» Ил-76МД-90А, сообщили в пресс-службе ЗАО «Авиастар-СП». Скоро летный образец будет поставлен под ток.
Уже завершены работы по планеру, ведутся монтажи систем и оборудования. Завершается комплектация кабин пилота и штурмана. Производятся работы по герметичности отсеков фюзеляжа.
«Под постановкой под ток подразумевается следующее: на борту произведен монтаж всех электрожгутов и электрокоробок, проведена их прозвонка и запитка спецтоками от стенда. Далее производится отработка систем от наземных источников питания и гидростендов», – рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Авиастар-СП» Валерий Токарев. После окончательной сборки летный образец будет передан на испытания.
В прежние годы ИЛ-76 собирался в Ташкенте. Газета «Новости Узбекистана» напоминает о славной истории завода, который когда-то был пятым в мире по мощности.
Начиналась все в далеком и грозовом декабре 1941 года, когда из подмосковного города Химки в солнечный Ташкент был перебазирован авиационный завод. 17 железнодорожных эшелонов с оборудованием и людьми, сквозь бомбежки фашистских стервятников, в течение нескольких недель добирались до столицы Узбекистана. Добрались далеко не все. Но уже в январе 1942 года завод возобновил работу на новом месте.
За короткое время в невероятном аврале была выполнена грандиозная работа. Прибывающее оборудование размещалось на открытых площадках, а уже потом строилось само здание цеха. Сборка самолетов была начата сразу по прибытии первых эшелонов из поступающих деталей, узлов и агрегатов в ангаре на аэродроме.
Заготовительные и механические цеха начинали работать под открытым небом. Работа шла круглосуточно. Официально был установлен 12-часовой рабочий день, но большинство заводчан работали сутками и спали прямо в цехах. Кроме нормы хлеба есть было нечего, люди голодали, но не роптали.
Главным и постоянным блюдом был суп из макарон, которые в тарелке можно было пересчитать по пальцам. От постоянного чувства голода отвлекала только работа.
Такое мужество, героизм, самоотверженный труд голодных, неустроенных с жильем людей, работающих до полной потери сил и ни на что не жалующихся, заслуживает уважения и памяти последующих поколений.
В 1942-1945 годах в столице Узбекистана произвели 2258 новых самолетов Ли-2, созданных на основе американского «Дугласа». Так что вклад ташкентских самолетостроителей в победу над немецкими захватчиками огромен.
После воны было создано первоклассное авиационное предприятие, которое объединяло три завода в Ташкенте, Фергане и Намангане, где трудилось до 50 тысяч рабочих и инженеров.
Можно долго рассказывать о мощной социально-бытовой инфраструктуре предприятия – сотнях тысячах метров жилья ( 4-й жилгородок в Ташкенте), больницах и поликлиниках, десятках детских садов и ясель, детских лагерях и пансионатах (чего стоят «Золотые пески» на берегу озера Иссык-Куль!) и многое другое. Серийно производились лучшие в мире транспортные самолеты, например, авиагигант «Антей» или ИЛ-76.
Не случайно, Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова было награждено четырьмя орденами. В 1982 году, когда состоялось вручение очередного ордена, в цеху от небывалого наплыва рабочих рухнули стапели. И Генерального секретаря ЦК КПСС от неминуемой гибели спасла охрана, он отделался переломом ключицы.
ТАПОиЧ был настоящей кузницей кадров для всей республики. Отсюда выходили руководители государственных структур и общественных организаций городского и республиканского масштаба. В том числе и Ислам Каримов.
…Любовь моя, ТАПОиЧ! Так могут сказать об этом славном предприятии тысячи и тысячи людей старшего поколения, отдавшие ему часть своей жизни, своими трудолюбивыми руками и интеллектом создавшие ему славу и величие. Потому что быль об авиазаводе имени Чкалова, которая уже стала легендой, останется на века, пишут «Новости Узбекистана».
…Россия отныне будет сама выпускать военные грузовики ИЛ-76. Также Москва отказалась от совместного с Узбекистаном выпуска пассажирских самолетов ИЛ-114. Вместо них начинается сборка с Украиной АН-140 в Самаре.