Конкурс ориентирован на развитие у детей младшего школьного возраста технического, художественного творчества, познавательных способностей.
Конкурс проводится третий год и уже получил широкую известность. Задачами конкурса стали: подготовка педагогов и реализация ФГОС второго поколения начального общего образования, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей и популяризация методических разработок организации исследовательской деятельности с целью формирования исследовательских навыков у младших школьников.
В течение марта 2012 года более 500 детей представляли свои исследования на базе школ Ульяновской области. В межрегиональном этапе приняли участие 56 человек – юные исследователи из Барышского, Тереньгульского, Радищевского, Павловского, Инзенского и Сурского районов, а также представители Барыша, Димитровграда, Инзы, Самары, Саранска, Ульяновска.
Конкурс проводится в три этапа: школьный, зональный – отборочный (март 2012года) и региональный (31 марта 2012 года) по таким направлениям, как исследования технического, социального, естественно – научного, гуманитарного, эстетического и здоровьеформирующего направлений.
Межрегиональный этап начался с театрализованного представления учащихся гимназии №34, в ходе которого все присутствующие в игровой форме смогли ответить на интересные и познавательные загадки, ознакомиться с целями мероприятия и конкурсными заданиями.
Каждый член жюри имел оценочный лист, разработанный специалистами Ульяновского института повышения квалификации работников образования (ИПК ПРО), в котором каждому конкурсанту выставлялись баллы и по их сумме уже определялся победитель.
Во время презентаций детских исследований определялся «исследовательский продукт» в виде коллекции моделей ящеров древних морей Ульяновской области, памятки для младших школьников «Как сохранить и укрепить свое здоровье», книги с рекомендациями начинающим голубеводам, макет улицы Гончарова для подготовки экскурсоводов по проведению экскурсий уже на местности, серия репортажей, электронный справочник сказочных героев Симбирского края и многое другое.
В основном проблемы исследования ставились детьми без помощи взрослых (способны видеть «удивительное в обыденном».), юные исследователи свободно владели теоретическим материалом, проводили опыты и практические работы, делали обоснованные выводы.
«Ребенок создавал макеты, конструкторы или книги – в зависимости от их видения представляемого задания. Здесь оценивались и эстетика выступления, и соответствие регламенту, и наличие экспериментов или опытов, то есть практические достижения гипотез, сформулированных конкурсантами в работе,» – отметила Ирина Сергеева – член жюри, учитель гимназии №34. «При презентации проектов все участники номинации задавали серьезные, глубокие, порой каверзные вопросы, по степени правильности ответов на которые так же оценивались критерии исследования: глубина исследования, риторическая и научная культура выступления,» – добавила Светлана Прохорова – проректор по развитию регионального образования Ульяновского ИПК ПРО. По словам организаторов, конкурс исследований «Малая академия» – это очень серьезное, требующее тщательной подготовки, мероприятие. Для оргкомитета очень важно, чтобы данный конкурс стал праздником знаний, а не соревнованием за Сертификат победителя.
А Татьяна Каясова – руководитель Самарской делегации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №3 добавила: «Это возможность ознакомиться не только с системой и особенностями проведения подобных мероприятий, но и использовать полученный опыт для развития подобных мероприятий у себя в регионе».
Победителями конкурса стали:
1) гуманитарное направление: Татаринова Ольга, МБОУ «Гимназия №34», тема исследования «Мимо острова Буяна»;
2) эстетическое направление: Гришутов Николай, МОУ «Павловская СОШ №1», тема исследования «Колыбельная песня-невидимая сила»;
3) социальное направление: Кулагин Святослав, МБОУ «СОШ№62», тема исследования «Качественная оценка загрязнения воздуха методом биоиндикации»;
4) здоровьеформирующее направление: Минкашева Елизавета, МБОУ «Многопрофильный лицей №20»;
5) техническое: Еремеев Андрей, МОУ «Новомалыклинская начальная ОШ», тема «Эврика или почему не тонут корабли»;
6) Естественно-научное направление: Моргун Ярослав, областной экологический центр, тема «Способы передвижения ископаемых морских рептилий».
Работы данных победителей будут направлены в г.Москва для участия во Всероссийском конкурсе компании Intel, а также юные исследователи были награждены ценными подарками от спонсоров мероприятия.
В завершении мероприятия Лариса Ладаева – заместитель директора по УВР гимназии №34 отметила: «Как много удивительных открытий можно сделать вместе с детьми. Ценность этих открытий будет заключаться не только в новых знаниях, сколько в возможности раскрытия способностей ребенка. Наши дети ждут от нас, взрослых, участия в познании жизненного пространства и будут очень благодарны за оказанную помощь».

Министерства образования Ульяновской области