«Я счастлив чужими радостями. Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым я помог избавиться от страданий», – говорил Григорий Суров, выдающийся симбирский, а потом и ульяновский врач, который считался одним из лучших специалистов по глазным болезням в Поволжье. Сейчас его именем в Ульяновске назван проспект в Новом городе и улица в посёлке Сельдь. В этом году исполняется 65 лет со дня смерти знаменитого офтальмолога.
Григорий Суров в центре. На фото – группа врачей. 1940 год
Григорий Иванович Суров (1871-1947 годы) родился в крестьянской семье, в городе Алатыре Симбирской губернии. Сейчас это территория Чувашии. Он обучался в Алатырской прогимназии, а затем закончил Симбирскую классическую гимназию.
Григорий Суров – гимназист
Его образование, в том числе и высшее – на медицинском факультете Казанского университета, а потом и в военной академии, – оплачивало государство. Впоследствии этот долг Родине пришлось отрабатывать в должности военного врача.
Гимназическое удостоверение. 1891
Суров побывал на русско-японской, первой мировой и гражданской войнах и в разное время был солдатом царской России, белой и Красной армий.
В 1911 году он выпросил у Симбирского земства денег на открытие глазного отделения в симбирской губернской земской больнице (сейчас это Ульяновская областная клиническая больница. Та самая, которая находится рядом с речным портом). После этого в городе проходило пятьсот (!) операций на глазах ежегодно. До этого – всего 50-100.
Кабинет офтальмолога был далеко не лишним в дореволюционной России. Сравнительно большая часть населения, в основном крестьяне, тогда страдала от инфекционного заболевания — трахомы, которое могло привести к слепоте. И причину слепоты Суров видел в неграмотности населения (люди не знали об элементарных правилах гигиены и санитарном режиме), а ещё — в нехватке грамотных специалистов, которые могли бы бороться с болезнью.
Григорий Иванович был как раз из таких. Он никогда не отказывал в помощи старым людям, которых оперировать никто не хотел. Пациенты посещали его не только в рабочее время. Когда он приходил домой, у крыльца его, как правило, ждала толпа народа, некоторые с гнойными повязками на глазах – они тоже ждали, что им помогут. Суров вздыхал и говорил: «Ладно, сейчас пообедаю и всех приму».
Уже в советское время Суров работал в Ульяновской областной клинической больнице. Сердце Григория Ивановича остановилось, когда ему было 76 лет. В акте о смерти Сурова было написано «врач».
Он до последнего работал и не думал становиться пенсионером. Григорий Суров стал первым в истории области заслуженным врачом РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Григорий Суров (в центре) среди медперсонала глазного отделения
Совсем недавно сотрудники Ульяновского архива обнародовали документы, которые свидетельствуют о том, что в 1947 году имя Сурова хотели присвоить сначала офтальмологическому отделению Ульяновской областной клинической больницы, а потом и всей больнице целиком. Но по какой-то причине это решение осталось только на бумаге.
Проект решения областного исполкома об увековечивании Сурова от 15 апреля 1947
Сегодня и врачи, и общественность вместе гадают, как можно исправить ошибки прошлого и вернуть дань памяти врачу. Тем временем могила на старом кладбище на улице Карла Маркса и скромный дом, в котором Суров жил на Радищева, 93, находятся в плачевном состоянии.
Дом Григория Сурова на Радищева, 93
Могила Григория Сурова
Дом расположен в центре города, и земля под ним уже выкуплена, так что здание, скорее всего, пойдёт под снос. Что касается могилы, на ней планируется установить памятник на средства из добровольных пожертвований.
Схема расположения могил известных симбирян и ульяновцев на кладбище на улице Карла Маркса.
Григорий Суров – №55
Текст – Анна Панова, фото предоставлены краеведом Антоном Шабалкиным