В семье – большая радость. Появился на свет малыш. Любящие родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым, умным, счастливым. Большое значение для развития ребенка имеют действия взрослых уже с первых дней его жизни. Ведь от внимания и заботы родителей зависит, каким будет ребенок. Именно этот возраст определяет дальнейшее умственное, физическое, речевое и эмоциональное развитие ребенка.
В раннем возрасте формируются высшие корковые функции при взаимодействии с окружающим миром, это период становления функциональных систем. Нарушения в моторном, психическом, речевом, эмоциональном развитии, которые уже можно диагностировать в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие малышу Возникают трудности в овладении чтением, письмом, счетом, а это ведет к проявлению вторичных психических наслоений и школьной дезадаптации. Не проведена вовремя диагностика, не получена лечебно-коррекционная помощь – и дети могут длительное время пребывать в ситуации неуспеха, что ведет к развитию заниженной самооценки и социальной дезадаптации, а в тяжелых случаях – и к инвалидности. Таким образом, ранняя диагностика и коррекция психомоторного развития детей является главным условием их успешного обучения и воспитания.
Ранняя комплексная помощь представляет собой систему мер по обследованию, выявлению и коррекции физических и нервно-психических нарушений.
В Детской больнице восстановительного лечения №1 психоневрологического профиля практикуется аналитическая диагностика, комплексно оценивающая особенности развития ребенка, что позволяет в короткий срок выявить нарушения в развитии, найти причины нарушений и помочь маленькому пациенту и его родителям в преодолении проблем. Соматоневрологическое исследование направлено на выявление особенностей развития в состоянии нервно-психического и соматического здоровья, а также позволяет целенаправленно проводить оздоровительные и лечебно-прооилактические мероприятия для конкретного ребенка. Педагогическое исследование ребенка позволяет оценить соответствие знаний и умений возрастным нормам. Психологическое исследование включает качественную и количественную оценку интеллектуального развития, развития эмоционально-волевых ^личностных особенностей, индивидуальных и психологических реакций, возможности концентрировать и удерживать внимание, способности использовать помощь окружающих.
Логопедическое исследование необходимо для анализа состояния не только звукопроизношения, но и фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, владения словарем и грамматическим строем родного языка. Необходимым условием разработки и применения адекватных методов коррекции нарушений у ребенка к познавательной сфере и в поведении является оценка биологического и календарного возраста, определение уровня зрелости центральной нервной системы, характеристика функционального состояния головного мозга, в том числе отдельных корковых функций. С этой целью проводятся нейрофизиологические исследования (электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнце-лография). Взаимосвязь медицины, педагогики, психологии в области знаний о ребенке лежит в основе лечебной педагогики, в задачи которой входят коррекция нарушенных функций, коррекция поведения ребенка, ликвидация педагогической и социальной запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, развитие или восстановление возможности и желания учиться, а в результате – охрана и укрепление здоровья. Решить проблему улучшения здоровья (с большим количеством детей) в группе детского сада, школы, при быстром прохождении программного обучающего материала, не позволяет уделить достаточное внимание каждому ребенку и помочь преодолеть специфические трудности. Поэтому ранняя диагностика и коррекция нарушений помогают детям и их родителям своевременно преодолеть жизненные трудности и добиться положительных результатов в обучении и воспитании.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Масару Ибука (Япония). «После трех – уже поздно».
2. Т. Хелльбрюгге, Г. Деринг (Германия). « Ребенок от 0 до 6».
3. В.И. Гарбузов (Россия). «Нервные дети».
4. В.И. Гарбузов (Россия). «От младенчества до отрочества».
Пальшинцева И.Б., главный врач детской больницы восстановительного лечения №1 психоневрологического профиля, Курганская О.В., методист высшей квалификационной категории