Политолог Алексей Чеснаков — об опасном консенсусе во властных группировках.
Есть только одно неизменное правило политической жизни: стимул порождает реакцию. Если реакции нет, то либо объект стимулирования не существует, либо стимул таковым не является, либо объект по каким-то причинам реагировать не может или не желает. Это отвлеченное по форме философствование имеет по смыслу непосредственное практическое отношение к нашей актуальной повестке дня с ее коллизиями в поведении власти и оппозиции.
Начнем с последней, поскольку с ней все гораздо проще. Последние полгода в ходе парламентских и президентских выборов журналисты и политологи c ожесточением терли айпады в попытках объяснить аудитории, что «прогрессивные» политические силы послали власти очередной последний сигнал, а та, в свою очередь, испугалась и вынуждена запоздало отвечать либо настолько растерялась, что даже не реагирует.
Такое удобное объяснение через «игру в одни ворота» в результате закончилось очередным разочарованием оппозиционных «прогрессистов», заранее объявивших себя победителями. «Рассерженные горожане», в декабре выбравшиеся на мороз из теплых «жан-жаков», громко ратующие за политику на площадях, сегодня разочарованно бормочут: «Вражду между путинским большинством и креативным классом придумал, конечно, путинский штаб. И блистательно сыграл на этом в избирательной кампании».
Ну разумеется! А вы наивно думали, что «креативным классом» вас одобрительно называют за какие-то невероятные достижения. Не насторожило, что обычно скупая на восторженные оценки власть вдруг признала за вами: а) выдающуюся характеристику (креативный), б) политическую силу (класс)? Вы думаете, в Кремле сидят мечтатели, готовые ни с того ни с сего публично поощрять оппонентов? Тогда, как выражались их предшественники, тоже сначала оцениваемые как мечтатели, вы на самом деле не «мозг нации, а…» и получили тот «креатив», которого заслуживаете.
Расцветающие в результате последних политических реформ сто (тысяча, миллион) новых оппозиционных «цветов» (проектов) будут создавать новые стимулы, а власть будет (или не будет) на эти стимулы реагировать. И тут рецепт для оппозиционеров один: важно вовремя понять, где они на самом деле посылают власти и обществу важный сигнал (то есть стимул), а где — лишь демонстрируют «перформанс» с непонятными целями и последствиями. Так будет проще не впадать в раж громких заявлений, заканчивающихся очередным разочарованием.
О реакции власти поговорить следует подробнее, тем более что внутри нее существуют несколько групп, отличающиеся по намерению и готовности на вызовы отвечать. Группы эти не оформлены идеологически и организационно. Одни увеличивают свой политический вес и влияние, а другие, наоборот, уменьшают.
Первая группа — молчуны, которые предлагают ничего не замечать, дескать, все само собой рассосется, и если на очередную акцию не реагировать, то протест сойдет на нет. Группа эта небольшая, но заметная. На нее и рассчитывают некоторые новоявленные революционеры.
Вторая — паникеры. Их позиция также проста: немедленно реагировать, принимать меры, садиться за стол переговоров со стимулянтами и пр. Это удобная аудитория для профессиональных оппозиционеров, прошедших в 1990-е хорошую школу публичной политики.
Третья — радикалы. Их позиция — «всыпать по первое (тридцать первое) число». В нынешних условиях это уже неадекватная тактика, которая приводит к перерасходу ресурсов. Впрочем, и у них есть своя фан-тусовка в стане оппозиции, особенно среди всяких провокаторов и любителей «пошакалить у посольств».
Наконец, четвертая группа — прагматики, предпочитающие реагировать по ситуации, согласно угрозе. Все выступления на имеющихся в наличии площадях (от Триумфальной до Болотной, а то и на Красной) и реакция на них ОМОНа, полиции, мэрии и т.д. пока скорее соответствуют этой тактике. Хотите выйти на площадь — ваше право. Но в случае если вы решите там «валить власть» — получайте по полной программе. Когда надо бить — бьют, когда надо молчаливо смотреть — смотрят. Представители этой группы понимают, что, сколько бы ни были неприятны действия тех или иных оппозиционеров, сколько бы ни сложно было ответить на их вызовы, реагировать все равно придется и реакция эта должна быть своевременной, адекватной и содержательной. Работать с этой группой представителям оппозиции сложнее всего, ведь ее реакция становится прогнозируемой в результате лишь одного метода — проб и ошибок.
От баланса и активности этих групп зависели почти все действия власти по отношению к акциям оппозиционеров, и она доказала свою эффективность, удачно и цинично (как и должна действовать власть!) маневрируя этими группами, выдвигая в авангард то одну, то другую.
Впрочем, эта тактика уже в прошлом. Дело сделано. Главный кандидат совместными (хотя и не всегда скоординированными) усилиями власти и вовремя разбуженного «креативного класса» уверенно победил.
Начинается новый этап политической борьбы, и пора бы из опыта прошлых случаев стимулов и реакций сделать некоторые выводы на будущее, чтобы не повторять прежних ошибок.
Во-первых, наступает время быстрых решений и на стимулы придется реагировать немедленно. Теперь в политике нельзя откладывать неприятные решения, более того, их нужно принимать быстрее оппонента. Кто первым среагирует, тот и будет диктовать повестку дня. Это касается и власти, и оппозиции.
Во-вторых, и это особенно важно для оппозиции, нужно научиться отделять риторику от реальных намерений. Конечно, можно сколько угодно убеждать себя в том, что оппонент глупее, а мы умнее, что они испуганны, а мы сила. Можно сколько угодно кричать, что в Кремле «пачками глотают валидол», а на площадях собрались «лучшие люди страны». Это — аутотренинг, а не политика.
И, наконец, в-третьих, нужно перестать создавать проблемы самим себе. Тут в первую очередь отличается власть. Среди всех ее групп и группировок существует опасный консенсус — не реагировать на очевидные проблемы, которые создают коллеги по работе. Очередной коррупционный скандал или инцидент с мигалкой и т.д. мгновенно пополняет группу «молчунов». Так продолжаться не может. Общественное мнение не фантом. Конечно, чтобы реагировать на подобные сигналы, придется соглашаться на серьезные меры. Власти необходимо переформулировать нормы собственного поведения и санкции, которыми нарушение этих норм должно наказываться. Придется научиться не бояться включать механизмы самоочищения, какими бы сложными для правящей элиты они ни были.
Автор — руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры.
А.Беляков
Власть за бюджетные деньги содержит большую армию политтехнологов. Это беспринципные, грамотные и очень шустрые спецы. Более того в их распоряжении весь административный ресурс. Своевременно противостоять этому идейная оппозиция не сможет. Нужна кардинальная правка политической системы страны.
Сергей
Беляков, опять выдумываете. Вы работали во власти, знаете как она устроена? Нет. Зачем же врете напропалую? Какая идейная оппозиция? Она есть? Кто? Бандит Чатинян или пенс Кругликов? Кто лучше?
!
Власть устроена правильно. Она эффективно решает проблемы ЖКХ, детских садов, оптимизированных школ,.. она дороги строит на века! Она очень эффективно решает несуществующую проблему бордюризации. Она постоянно с экранов ТВ нам рассказывает как хорошо мы живём.
Только мы, тупые, этого не видим. Зато мы видим как умело власть “зачистила” действенную оппозицию (Рохлина, Илюхина, …).
В. Каменев
На западные гранты содержится армия “правозащитников” и прочих “прогрессистов”, которые повторяют зады западной пропаганды. Если “идейная” оппозиция этого не видит, и тем более присоединяется к ней, то это уже не только идейная, но и антироссийская оппозиция. А. Дугин говорит определенно о “красно-оранжевой” опасности, угрожающей независимой России. Дугин – не провластный политтехнолог, он именно идейный, но думающий на шаг вперед, в отличие от наших идейных коммунистов, смотрящих во вчерашний день.
Иваныч
Статья супер. Для умных людей.
Не советчик
Да статья- анализ размышление . Из своей борозды уже не впрыгнуть в чужую , даже если сильно захотеть , то всё равно не получиться … Могут конечно взять ,но на каких условиях ? … Как писал когда то Алексей Толстой в одном из своих романов … Пришёл раз бедный друг к своему когда то равному , ныне уже состоятельному бывшему приятелю и просит принять его , хоть кем ,чтоб окончательно не сгинуть . В ответ- я мог тебя вообще к воротам не подпускать и сказать дворне чтоб отбили охоту приближаться к моим воротам ..ну да ладно , есть для тебя должность -” срамными девками ” будешь заведовать .Это описан 18 век в России . А в жизни нашей аналогичными предложениями возглавить местную “тему”- “девки” + рейдерство предлагается и ныне , как и внесудебная расправа на “десерт” . Самое страшное что это обычная наша обыденность , вроде прогулки на закате по тёмному лесу . Короче .Всё захваченное защищается всеми доступными средствами .Все факты в статье правдивые .Обычный передел собственности и с подключением адмресурса.Марковы. Пинковы и т. д.. Но это пока и есть наше Государство на местах.Поднимать же историю с 80 -х можно только в мемуарах к сожалению. Всё уже “Устаканилось” .И ЗАКОННЫМ порядком уже вряд ли восстановить.
Не советчик
Ненароком ввёл в заблуждение .ИЗВИНИТЕ ! -Комментарий для статьи “Рейдерский захват КОНТАКТОРА “
Таня
“Представители этой группы понимают, что, сколько бы ни были неприятны действия тех или иных оппозиционеров, сколько бы ни сложно было ответить на их вызовы, реагировать все равно придется и реакция эта должна быть своевременной, адекватной и содержательной”. Вот именно эта группа в регионе развита слабо. Многие скандальные происшествия во внутренней политике происходят именно из-за нежеления либо неумения “своевременно, содержательно и адекватно реагировать”. Проще промолчать, и хотя эта тактика часто бывает оправдана, уповать только на нее не приходится. Особенно в условиях быстро меняющихся реалий. Статья, безусловно, грамотная, новому министру внутренеей политики неплохо было бы с ней поработать.
Мишка
А может на … все это и поговорим о спорте?
Секс-машина
Ага, что нам политика, когда Ульяновск становится культурной столицей России!!!