Сергей РАШПИЛЬ
В 90-х годах бытовала шутка о местной расшифровке знаменитой аббревиатуры «К.К.К.», скрывающей в себе название ультраправой организации в США «Ку-Клукс-Клан»: «У нас в городе появилась новая структура — «К.К.К.», или «Кто кого кинул».

Как-то вспомнилось об этом после объявления конкурса на должность сити-менеджера. Члены конкурсной комиссии будут старательно делать вид, что действительно изучали документы потенциального кандидата. Сотрудницы городской администрации вежливо подскажут вам куда и кому отнести или отправить документы вашей блестящей биографии. Итог подведет брифинг или пресс-конференция, на которой вам скажут, что кандидатуры были сильные, но в условиях жестокой конкуренции не нашлось никого лучше, чем бывший соратник Марины Павловны по… Да неважно почему. Хотя есть вариант, при котором кандидатура будет утверждена на основе «телефонного права». Как бы то ни было, шансы рядового горожанина стать градоначальником не вырастут ни на йоту.

К слову, требования к потенциальному сити-менеджеру предъявляются так себе. Возраст не менее 18 лет, вы должны владеть государственным языком, иметь высшее профессиональное образование, не менее четырех лет стажа муниципальной службы (госслужбы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности. Правда, напрегает обилие различных документов с печатями, которые вы должны предоставить. А так, теоретически, стать главным по городу может любой, кто проработал чиновником или начальником цеха не менее четырех лет, если есть кусок картона под названием «диплом». Немного смущают такие своеобразные требования как наличие навыков разрешения конфликтов, совмещенное с «умением оперативно принимать и реализовывать управленческие решения». Правда, каким образом потенциальному «бургомистру» доказывать и обосновывать свои умения, сайт Ульяновской Городской Думы деликатно умалчивает.

Повергает в ужас список тех нормативно-правовых актов, которые должен знать несчастный глава города в случае своего избрания. Получается, что половину своего рабочего дня он должен проводить за штудированием разного рода кодексов. В этом списке «смешались в кучу кони, люди». Эрудит на посту сити-менеджера обязан будет знать буквально все — от Конституции до техники безопасности и знания правил и норм охраны труда и противопожарной защиты, от знания основ прохождения муниципальной службы до порядка заключения трудовых договоров. Но даже если все это выучить наизусть, непреодолимым препятствием может оказаться строчка «и иных документов, направленных на решение вопросов местного значения». Так что, даже после всех стадий сурового отбора могут красиво «отшить» под благовидным предлогом незнания тех самых загадочных документов под грифом «иные».

Впрочем, несправедливо обвинять организаторов конкурса в насаждении бюрократических препятствий, так как само решение № 45 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Ульяновска» составлено на основе вышестоящих правовых актов. В общем, как написали, так и составили. Для чего вообще тратить время на изучение кандидатур, когда все понимают и ничтожность конкурсов, и провал идеи с сити-менеджерами в целом по стране? Если эксперимент не удался в Назрани, Владикавказе, Элисте, Волгограде, Пятигорске (список можно продолжить), то зачем нам повторять чужие ошибки?

По велению нашего президента, в стране начинается новый виток административной реформы — по вертикали власти. Суть ее заключается в перераспределении полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью. Например, самая распространенная жалоба глав сельских поселений, заключается в том, что приснопамятный ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вроде бы, есть, но денег в бюджете сельских поселений на его полноценную реализацию нет.

В нашем городе к «вертикальной» реформе добавится еще и реформа по горизонтали — по распределению обязанностей между городом, Городской Думой и сити-менеджером. При этом как будет работать этот мудреный механизм из бесчисленного количества законов, инструкций, чиновников и депутатов, никто не объясняет. Да и вряд ли хотя бы один из политологов сможет предсказать последствия наложения одной реформы на другую.

Впрочем, депутат Законодательного Собрания Иркутской области Алексей Козьмин на примере американской модели сити-менеджера, весьма доходчиво объяснил, как должны в идеале работать мэр города и сити-менеджер. По его словам, в США мэр города занимается тем, что «целует детей» (представляет городскую власть на различных мероприятиях, открывает новые школы и больницы, встречает делегации и так далее). А сити-менеджер — это своеобразный «прораб», отвечающий за коммуналку, дороги, фонари и так далее.

У нас же все наоборот! В местных кулуарах власти ходят упорные слухи о том, что сити-менеджером станет фигура, изначально зависимая от госпожи Беспаловой. В общем, вывод один: конкурс бутафорский, как распределят обязанности Глава города и сити-менеджер — непонятно. И вновь будут поиски ответа на вопрос: «Так кто же кого кинул?» А «кинут»-то опять нас…