Антон СЛАВИН
Выбрать правильное название для фирмы или магазина дело непростое. Нередко выбор их владельцев останавливается на каком-либо звучном историческом имени. При этом владельцы магазина со звучным названием чаще всего даже не задумываются о том, что такое имя может нести в себе определенную историческую нагрузку, в том числе и трагическую.
Несколько салонов и магазинов в Ульяновске носят имя египетской царицы Клеопатры Седьмой. Чем особенным отличилась эта дама, чтобы присваивать ее имя торговой или сервисной точке, от которых ждут положительного коммерческого результата? Тем, что при ее правлении Египет был покорен Римом? Тем, что сама царица Клеопатра, окончательно запутавшись в политических и любовных интригах, наложила на себя руки? Согласитесь, не лучшее историческое наследие у этого имени.
Я не суеверный человек. Однако наблюдая за тем, что сегодня происходит в магазине «Клеопатра», торгующим меховыми изделиями, могу с достаточной степенью уверенности предположить, что этот магазин, отдел которого находится в супермаркете «Вестер Гипер» на проспекте Ульяновский в Новом городе, может ожидать незавидная участь, схожая с судьбой египетской царицы. О чем его владельцу ИП Ибадулле Курбановичу Керимову не стоит забывать.
20 ноября прошлого года жительница Заволжья Елена Куделина, после долгих совещаний с мужем, решилась приобрести к своему дню рождения в магазине «Клеопатра» норковую шубу ценою в 68 тысяч рублей. Для молодой семьи это деньги более, чем солидные, а потому пришлось брать кредит в Сбербанке на 2 года. Однако радость покупателей длилась совсем недолго. Уже 13 декабря Елена, которая берегла шубу как зеницу ока, вдруг с ужасом обнаружила, что левый карман шубы ползет по шву. В панике Елена бросилась в «Клеопатру». Директор магазина Галина Ермакова успокоила Елену, сказала, что у нее есть знакомый мастер и взяла шубу для ремонта за счет заведения. Вскоре отремонтированную шубу Елене вернули. Однако уже 17 января Елена заметила, что шуба начала расползаться в подмышках. В «Клеопатре» поврежденную одежду опять взяли для ремонта. В середине февраля шуба вновь поползла по швам. В «Клеопатре» даже выплатили компенсацию за моральный ущерб в размере 5 тыс. рублей и пообещали, что если шуба снова «поползет», то они заберут ее обратно или обменяют на другую. Вскоре шуба опять поползла по швам под капюшоном. Елене в магазине, со словами сочувствия, предложили привести шубу обратно, сдать ее, а чуть позже, по приглашению из магазина, получить новую.
На этом царская щедрость меховщиков из «Клеопатры» закончилась. Дальнейшие события развивались по сценарию, достойному интриг египетских фараонов. Не дождавшись в течение двух недель приглашения из магазина, Елена решилась позвонить туда сама. Ответ директора Галины Ермаковой вполне мог стать причиной инфаркта у покупательницы. Директор «Клеопатры» с царской непреклонностью заявила Елене о том, что, во-первых, шубу в негодность привела сама покупательница, о чем имеется акт экспертизы. Во-вторых, ей придется вернуть магазину компенсацию в 5 тыс. рублей. В-третьих, оплатить 2880 рублей за экспертизу, на которую злополучную шубу отправляла госпожа Ермакова. Еще она велела забрать шубу обратно, поскольку менять ее на другую магазин не будет, деньги покупательнице не вернут. В итоге, Елена осталась без шубы и с ежемесячным долгом Сбербанку в 4 тыс. рублей, который ей придется выплачивать еще более полутора лет. 11 марта директор Ермакова направила покупательнице письмо-претензию, в котором еще раз обвинила ее в порче шубы, потребовала вернуть компенсацию, а также оплатить расходы на экспертизу. В противном случае директор пригрозила покупательнице подать на нее в суд.
В телефонном разговоре директор «Клеопатры» Галина Ермакова изложила мне свою версию гибели шубы. Она подтвердила, что несколько раз брала шубу у покупательницы для того, чтобы отремонтировать ее у знакомого скорняка. Тем самым Галина Ивановна, по сути, признала то, что шуба пришла в негодность отнюдь не по вине покупательницы. Более того, директор «Клеопатры» даже выплатила Елене Куделиной, как потерпевшей, 5 тыс. рублей компенсации. Прозрела директор магазина только спустя три месяца, после нескольких ремонтов шубы за счет магазина, которые так и не смогли придать ей товарное качество. Похоже, ввиду того, что материал, из которого она сшита, совсем уж гнилой? По словам Галины Ивановны, подсказку о том, как нужно действовать, дал ей все тот же скорняк, который указал на следы ниток на местах расползания швов. Но разве не сам скорняк пытался сшивать расползающуюся по швам шубу? И почему он не забил тревогу в первый раз?
Подкрепленная подсказкой безвестного нам специалиста, Галина Ермакова даже не стала проводить проверку качества товара, как того требует закон, а сразу отнесла шубу на экспертизу в Ульяновскую торгово-промышленную палату. При этом она, вопреки нормам ст. 18 «Закона о правах потребителя», сама назначила организацию, в которую отдала шубу на экспертизу, а Елену Куделину даже не поставила об этом в известность. Тем самым лишила покупательницу законного права присутствовать как при проведении проверки качества товара, так и при проведении экспертизы. Во многом решительность госпожи Ермаковой объясняет фраза, которую она обронила в разговоре со мной по телефону: «Девочки из палаты мне быстро все сделали». После таких слов качество проведенной «девочками» экспертизы, а также подсказок знакомого Галине Иванове скорняка обсуждать уже не имеет никакого смысла – в механической порче шубы была, согласно «акту от девочек», обвинена сама покупательница.
На мой вопрос о том, зачем Елене Куделиной, только что купившей шубу, нужно было ее портить, Галина Ермакова поведала мне теорию о том, что среди покупателей есть особая категория людей, которые, попользовавшись купленной вещью, затем пытаются обменять ее на более новую. Не берусь судить насколько эта теория верна. Но записанная директором «Клеопатры» в эту зловредную категорию Елена Куделина купила шубу только в конце ноября, а пришла в магазин по поводу брака уже в начале декабря. То есть, толком ее и не носила. Не сходятся концы у госпожи директора. Как и в случае с ремонтами за счет заведения и уже ранее выплаченной компенсацией Куделиной за моральный ущерб. А во время телефонного разговора госпожа Ермакова объявила, что подаст в суд и на меня. За что? За неправильное изложение фактов. Самое забавное заключается в том, что на момент телефонных разговоров с госпожой директором я еще не написал ни строчки по ее делу. Согласитесь, госпожа директор последовательно демонстрирует довольно странную логику и в случае выплаты компенсации, за моральный ущерб с последующей подачей иска в суд, и в обвинениях по поводу намерения покупательницы поменять новую шубу на новую, и в обвинениях о неправильном изложении фактов.
Теперь, наперевес с «актом экспертизы от «девочек», госпожа директор намерена окончательно финансово добить покупательницу в суде. Безусловно, точку в этом меховом деле поставит суд. Тем более, что Елена Куделина, которой законом предусмотрено право потребовать повторной, по-настоящему независимой экспертизы, намерена подать свой иск на продавцов из «Клеопатры». Однако, каким бы ни было решение суда, владельцам магазина не стоит забывать о том, что на меховом рынке Ульяновска очень жесткая конкуренция. Прежде всего, ввиду невысокой покупательской способности основной массы населения. Так что между собой продавцы вынуждены вести настоящую борьбу за каждого покупателя. А истории подобного рода распространяются среди потенциальных покупателей с огромной скоростью, особенно в таких, довольно замкнутых районах как Заволжье. Вряд ли после этого у покупателей появится желание испытать судьбу в магазине «Клеопатра», где с ними могут обойтись так же, как с Еленой Куделиной. Если владельцы «Клеопатры» будут игнорировать это обстоятельство, то есть высокая вероятность того, что их магазин повторит несчастную судьбу египетской царицы Клеопатры Седьмой.