Сообщения о создании в Ульяновске базы НАТО никоим образом не соответствуют действительности. Такое заявление сделала заместитель директора Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, отметив, что переговоры об этом вообще никогда не велись, такая возможность не обсуждалась даже в принципе.

“Никакой военной базы или транзитного центра НАТО в Ульяновске не будет и быть не может. Не предполагается пребывания там ни военного, ни гражданского персонала стран альянса”, – подчеркнула она.

По словам М.Захаровой, речь идет о проработке возможности осуществления транзита исключительно нелетальных (невоенных) грузов Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане комбинированным способом – воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации. “Ничего нового или сенсационного в том, что Россия оказывает поддержку МССБ по транзиту нет. Кстати, в состав МССБ входят и 22 ненатовские страны. Такое содействие осуществляется в соответствии с резолюцией 1386 СБ ООН, которая призывает соседние с Афганистаном государства и страны-члены ООН оказывать МССБ “такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая предоставление разрешений на пролет самолетов и транзит”, – подчеркнула М.Захарова.

Она добавила, что с Германией, Францией, Испанией, США, Италией, Швецией были заключены и уже несколько лет действуют двусторонние юридически обязывающие соглашения о транзите вооружений, военного имущества и персонала для нужд их контингентов в МССБ.

На саммите Совета Россия-НАТО в Бухаресте в апреле 2008г. (на основании постановления правительства РФ от 28 марта 2008г.) были оформлены и работают договоренности о применении к железнодорожному транзиту в Афганистан нелетальных грузов МССБ порядка, действующего для обычных коммерческих грузов. На саммите СРН в Лиссабоне в ноябре 2010г. (на основании постановления правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010г.) такой упрощенный порядок железнодорожного транзита был распространен на транзит в обратном направлении – из Афганистана, и в перечень разрешенных грузов были также включены невооруженные транспортные средства с усиленной противоминной защитой, напомнила М.Захарова.

В мае прошлого года от руководства НАТО поступило обращение о возможности сочетания на одном транзитном маршруте доставки грузов по воздуху и железной дорогой, а не исключительно только по воздуху или только железной дорогой. Это обращение всесторонне рассмотрено всеми компетентными российскими ведомствами. После соответствующей межведомственной проработки российская сторона пришла к выводу, что оптимальный вариант – задействование имеющейся инфраструктуры аэропорта “Восточный” в Ульяновске и расположенных неподалеку железнодорожных путей, используемых для международных транзитных перевозок, сказала она, отметив, что были также проработаны механизмы усиленного антинаркотического контроля. Есть принципиальная договоренность с НАТО, что транзитные грузы могут подвергаться дополнительным проверкам на предмет наличия наркотиков.

Перевозки невоенных грузов Международных сил содействия безопасности носят коммерческий характер – доставка осуществляется транспортными компаниями, которые выбираются по тендерам оборонными ведомствами стран-участниц МССБ. Цены при этом определяются на рыночных условиях между заказчиками и перевозчиками – с учетом скорости, надежности и стоимости доставки, пояснила М.Захарова.

“Поднятая шумиха вокруг “базы НАТО” не имеет никакой связи с реальным положением вещей. Речь лишь идет о введении в нормативно-правовую базу понятия “комбинированного транзита”, наряду с “автомобильным, воздушным и железнодорожным”. Если и когда комбинированная схема заработает в Ульяновске, все смогут убедиться в надуманности опасений. Рассчитываем, что данная информация послужит правильному восприятию существа данной темы и, наконец, поставит точку в этой истории”, – заключила М.Захарова.