КРИСТИАН НЕЕФ
НАТОвский проект в Ульяновске может приносить миллиард долларов в год российским грузовым авиаперевозчикам и еще 250 млн долларов – железнодорожникам.
Вывод войск из Афганистана станет нешуточной логистической задачей для НАТО. Эмиссары трансатлантического альянса пытаются деньгами и обещаниями подвигнуть к сотрудничеству Россию и Узбекистан.
В Ульяновск лучше всего добираться на теплоходе. Провинциальный российский город, основанный около 360 лет назад как пограничная твердыня царской России и названный Симбирском, расположен на крутом берегу великой русской реки Волги. Минимальная ширина русла там составляет три километра. Кто-то из публицистов однажды назвал Ульяновск “Вифлеемом XX века”.
В 1870 году в Симбирске появился на свет Владимир Ильич Ульянов, вошедший в историю под фамилией “Ленин”. Едва он умер, как адепты коммунистической идеологии со всего мира стали совершать паломничество в город на Волге, который переименовали в честь его знаменитого сына.
Поднявшись в горку, новоприбывший оказывается на огромной площади Ленина с гигантским памятником вождю революции. На улице Ленина сохранился деревянный домишко, в котором прошло детство Ульянова. Когда-то в этот городок съезжались строители светлого будущего; сегодня он стал местом встреч западных военных. В связи с предстоящим выводом Международных сил содействия безопасности часть натовских грузов и контингента планируется перебрасывать на Запад через Ульяновск. Точнее, через аэропорт “Ульяновск-Восточный”, который станет перевалочной базой для одной из самых дорогостоящих операций в современной военной истории. В течение двух лет из Афганистана предстоит перебросить 130 тыс. военнослужащих, а также не менее 70 тыс. единиц транспорта и 120 тыс. контейнеров.
“Ульяновск-Восточный” – бывший аэродром местного авиазавода, выпускавшего Ан-124, некогда самые большие в мире транспортные самолеты. Взлетно-посадочная полоса длиной в 5 км должна была служить запасным аэродромом для советского космического челнока “Буран”.
Осенью в Ульяновск прибыли первые натовские офицеры, и в воздухе повисло ожидание перемен. Губернатор Сергей Морозов, в прошлом офицер милиции, радуется “нескольким тысячам новых рабочих мест”, которые должны появиться в городе: каждый день в аэропорту будут приземляться несколько десятков бортов, убежден он, и каждый месяц 60 составов смогут уходить по железной дороге к берегам Балтийского моря. Оттуда, в частности, из литовского порта Клайпеда, грузы будут отправляться в Западную Европу.
Натовский проект в Ульяновске может приносить миллиард долларов в год российским грузовым авиаперевозчикам и еще 250 млн долларов – железнодорожникам, что равносильно колоссальной конъюнктурной программе.
Задача, которую предстоит реализовать НАТО, поражает воображение. После участия в многолетней операции у Гиндукуша военные ждут не дождутся, когда их выведут из Афганистана. Вопреки заверениям в обратном, их миссия потерпела фиаско, и теперь вопрос состоит в том, как без потерь вывезти людей и технику из страны.
Сказать, что это будет непросто, – значит не сказать ничего. Вывод войск из Афганистана не раз оборачивался катастрофой. Когда в 1842 году британцы после своей первой кампании покидали Кабул, из 17-тысячного экспедиционного корпуса живыми домой вернулись немногие счастливчики – остальные погибли по пути на родину.
Советский Союз потерял за время афганской авантюры 15 тыс. человек. Вывод войск в 1989 году проходил под конец хаотично: колонны попадали под огонь моджахедов, пробирая сь по глубоким снегам через перевал Саланг.
Британские и советские войска покидали страну, которую им не удалось умиротворить. Такая же ситуация и в этот раз. По всей вероятности, афганские повстанцы сделают все, чтобы нанести натовцам во время вывода болезненные булавочные уколы. Возможностей для этого у них хоть отбавляй: трансатлантический альянс ввез в страну для борьбы с “Аль-Каидой” и “Талибаном” не в пример больше оружия и военной техники, чем в свое время англичане или Советы. Только бундесверу нужно вывезти 1700 единиц транспорта, гаубиц и танков.
Предстоящая операция по выводу войск обещает стать мероприятием в военном отношении затруднительным, в политическом – взрывоопасным, а в логистическом – непростым. В основном войска будут покидать страну через территорию северных соседей Афганистана. Южный маршрут – через Пакистан – считается ненадежным. После воздушных налетов, в результате которых погибли пакистанские военнослужащие, Исламабад несколько месяцев назад приостановил транзит натовских грузов и еще только собирается его восстановить.
И потому приоритетными для вывода войск, по словам главы транспортного командования армии США генерала Уильяма Фрейзера, считаются маршруты, пролегающие через бывшие советские республики Средней Азии. Это тоже непростой регион: Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном правят авторитарные личности, не слишком серьезно воспринимающие права человека, – по причине чего американцы в прошлом старались с ними дел не иметь.
Но в последние месяцы эмиссары Запада разъезжают по Средней Азии, пытаясь договориться. Они торгуются и раздают немыслимые обещания, чтобы подвигнуть среднеазиатских властителей к сотрудничеству. Повсюду возникают проблемы. Так, власти в Бишкеке (в Киргизии расположен важнейший на сегодня натовский аэродром к северу от Афганистана) грозятся не пролонгировать договор аренды с Вашингтоном. Старый договор истекает в июле 2014 года – в самый разгар вывода войск из Афганистана. Во время своего визита в Бишкек в прошедшем марте министр обороны Леон Панетта подчеркнул “крайнюю важность” аэродрома для американцев в контексте предстоящей операции.
Еще больше американцы заинтересованы в соглашении с соседним Узбекистаном. У пограничного моста через Амударью на юге страны заканчивается единственная функционирующая железнодорожная ветка из Афганистана. Она начинается в Мазари-Шарифе, расположенном в 70 км от границы, и доходит до речного порта Хайратон. Гипотетически по этому маршруту можно было бы доставлять оружие и технику в Узбекистан и оттуда – в Россию. Правда, для этого по пути их придется неоднократно перегружать.
В Ташкенте власть удерживает Ислам Каримов – человек, вот уже больше 20 лет правящий страной при помощи кнута. До 2005 года в Узбекистане действовала база ВВС США. Но после того как Ташкент утопил в крови восстание в Андижане, Вашингтон заморозил отношения, и Каримов лишил американцев возможности использовать аэропорт.
Сегодня обо всем этом вроде бы позабыли, и американцы вдруг полюбили Узбекистан. Почти каждую неделю американские эмиссары ищут встречи с Каримовым. Президент США Барак Обама несколько раз говорил с ним по телефону, его специальный представитель по вопросам Афганистана Марк Гроссман приезжал в Ташкент с визитом – равно как и госсекретарь Хиллари Клинтон. Последняя обещала узбекскому президенту ликвидировать торговые барьеры, а после встречи заявила, что в вопросах соблюдения прав человека Узбекистан демонстрирует успехи.
Увязать это ее утверждение с действительностью непросто. Положение остается серьезным, считают в американской правозащитной организации Freedom House: 28-миллионный Узбекистан входит в число “наиболее проблемных государств”, и тамошний режим едва ли чем-то лучше режима талибов в Афганистане до ввода американских войск в 2001 году.
Несмотря на это сенат США поспешил вновь выделить Узбекистану средства на закупку оружия. Американцы могли бы передать Каримову часть техники, выводимой из Афганистана: бронемобили, ручное стрелковое оружие, миноискатели, навигационное оборудование, а возможно, и беспилотники.
Такая перспектива беспокоит Москву, которая не считает Узбекистан надежным. Такой точки зрения придерживается и Пекин. Об этом стало известно одному высокопоставленному российскому военному из общения с китайскими коллегами. В обеих столицах опасаются, что положение в Средней Азии после вывода западных войск ухудшится, а приток религиозных фанатиков из Афганистана в такие страны, как Узбекистан, Киргизия и Казахстан, усилится.
Воздушный мост между Афганистаном и российским Ульяновском позволил бы американцам обойти владения нелюбимого Каримова. Но часть техники в любом случае придется выводить через Узбекистан. Транспортировка по воздуху стоит недешево: за каждый рейс в Мазари-Шариф и обратно немецкие военные платят по 420 тыс. евро.
Но и в отношении Ульяновска американцам по многим деталям еще только предстоит договариваться с Москвой, которая не хочет, чтобы у населения сложилось впечатление, будто Кремль готов распахнуть двери перед американцами и перед НАТО в целом.
Как только о планах создания перевалочной базы НАТО в Ульяновске стало известно общественности, на улицах города появились граффити: “Нет базе НАТО в Ульяновске!”. Руководство КПРФ говорит об “оккупации”, критические высказывания раздаются и в Интернете: мол, министр обороны России Сердюков – “предатель номер один”, поскольку согласился впустить НАТО вглубь страны.
Кремль многие годы поддерживал антинатовскую истерию. Теперь же Москве приходится успокаивать граждан. Перевалочная база НАТО в Ульяновске создается “в интересах военной безопасности России”, заверяет министр обороны Анатолий Сердюков. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за ВПК, пытается отшутиться: “Не думаю, что транзит через Россию натовской туалетной бумаги является предательством Родины”.
Официальная Москва стремится придать воздушному мосту НАТО коммерческий характер. Формально за реализацию проекта будет отвечать не Минобороны, а Минтранс. Но этот транзитный маршрут нельзя признать оптимальным и для американцев. “В идеале я бы предпочел большую независимость от России, – говорит Эндрю Качинс из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. – Но какой у нас выбор?”
Данная дискуссия не трогает пока что только бундесвер. Немецкие военные давно заключили с Россией двустороннее соглашение о транзите военного имущества и персонала, которое успешно реализуется, заверяет атташе по вопросам обороны посольства Германии в Москве, бригадный генерал Райнер Швальб. За последний год немцы совершили около 270 рейсов над территорией России: военнослужащих доставляли на борту Airbus в узбекский Термез, а военные грузы – военно-транспортными самолетами Transall в Мазари-Шариф с промежуточной посадкой в Краснодаре.
Москва разрешила транзит оружия немцам – но не американцам. Соответствующей договоренности нет пока и в отношении перевалочной базы в родном городе Владимира Ильича. Однако в том, чтобы часть американского оружия осталась в Афганистане или в республиках Средней Азии, не заинтересованы и в России.