Игорь Валентинович Перфилов родился в Ульяновске в 1966 году. Окончил Ульяновский политехнический институт (энергофак), Московскую финансово-юридическую академию (менеджмент организации).
Работал слесарем-сборщиком на заводе «Контактор», там же начальником службы коммутации. В последующем был инженером по режиму, и. о. замначальника диспетчерской службы, начальником ПТО – зам. главного инженера филиала ОАО «Ульяновскэнерго» – ПО «Ульяновские электрические сети», техническим директором по Ульяновскому региону ОАО «ВоМРК», техническим директором филиала ОАО «МРСК Волги» – «Ульяновские распределительные сети».

С 2008 года – генеральный директор ОАО «Ульяновская сетевая компания».

Женат, двое детей.

– Игорь Валентинович, в 80-е годы, когда вы были старшеклассником, во время летних каникул работали на заводе. Что вас подвигло на этот шаг – скука, желание заработать или самоутвердиться?

– Честно? В детстве я был отъявленным хулиганом, а мой отец – хоть и мягким, но принципиальным человеком. Он-то мне и заявил однажды: хватит дурака валять, давай ко мне на завод. И вот я, подросток, все лето провел на промышленном предприятии. Это было сложно: жара, все на пляже, а я… После работы бежал на дикий пляж, плюхался на песок и несколько часов, уставший, спал. Конечно, завод с его пропускной системой, режимом дисциплинировал, меня поставили на конвейер, люди там работали сдельно, нельзя их было подводить.

– Но судя по тому, что первый раз вас отчислили из института, ума-разума вы тогда не набрались. А когда все-таки остепенились?

– Говорят, мужчина в любом возрасте в душе – ребенок. Но если серьезно, я научился отвечать за свои поступки в армии. Здесь понял цену слову: сказал – значит сделал.

За два года армии я подрастерял знания, но на рабфаке – поступить туда мне посоветовали друзья – догнал. Потом сдал экзамены – за исключением одной четверки на отлично, поступил на энергофак. Хотя мог, например, поступить в пединститут, был бы неплохим учителем физкультуры: я серьезно занимался многими видами спорта. Но выбрал 628-ю специальность «Электропривод и автоматизация», и энергетика меня затянула.

– По классике жанра вы должны были взять в жены правильную девочку…

– Ирина у меня действительно очень правильная. Мучается со мной уже более двадцати лет (смеется), следит за моим здоровьем, борется с вредными привычками типа курения. Я могу и допоздна на работе засидеться, и в выходной сорваться куда-нибудь. Жена у меня бриллиант, развивает меня духовно, таскает по разным культурным мероприятиям. И дочери у меня молодцы, их уму-разуму не нужно учить. Старшая Анна сейчас живет в Индии, занимается познанием буддизма, работает экскурсоводом. Младшая Маша учится в политехе, она – будущий кадровик.

– ОАО «Ульяновская сетевая компания» образовано в июле 2006 года, в соответствии с программой реформирования российской энергетической системы. А насколько, на ваш взгляд, была необходима эта реформа?

– До 2006 года я работал в большой энергетике, и малая энергетика была для нас тогда чрезвычайно проблемной. Вспомните начало нулевых: веерные отключения, неплатежи, банкротство колхозов-совхозов, воровство электроэнергии… И вот в 2005 году Правительство Ульяновской области предложило создать компанию, которая отвечала бы за организацию качественного электроснабжения в регионе. Требовалось наведение порядка в этой сфере, упорядочение в плане организации должной эксплуатации сетей и, конечно же, налаживание платежной дисциплины, без чего развитие отрасли невозможно. Плюс необходимо было привлечь частный капитал: больших денег в бюджете не было. За региональным правительством осталась контролирующая функция, учитывая социальную составляющую нашей деятельности.

Уже с первых месяцев мы добились определенных результатов. У сетей появился «хозяин», который серьезно занялся восстановлением ветхих сетей, борьбой с «узкими» местами: ведь где тонко, там и рвется. Два года мы плотно занимались этим, а потом уже всерьез задумались о реконструкции, модернизации сетей. Приняли инвестиционную программу, которая направлена на повышение надежности электроснабжения потребителей в районах Ульяновской области, стратегию развития.

– Ведущее направление ОАО «Ульяновская сетевая компания» – оказание услуг потребителям электрической энергии по присоединению к электросетям, распределению электроэнергии и передаче ее абонентам до ввода в здание. А какие новые направления развивает ваша компания?

– Сегодня мы реализуем ряд проектов, направленных на текущее и стратегическое развитие ОАО «УСК». С прошлого года стали больше уделять внимания дополнительным услугам населению: замена средств измерений и учета потребляемой электроэнергии, технологическое присоединение, ремонтные работы и т.д. Готовы вести эксплуатацию уличного освещения, уже апробировали Димитровград, Ульяновский район.
Кроме того, в рамках инвестиционной программы взяли на себя обязательства по подключению новых потребителей, с прошлого года выполняем задачу по восстановлению бесхозных сетей.

– Какие проблемы сейчас на повестке дня у вашего коллектива? С непониманием потребителей в отношении счетчиков справились?

– Лично я особых недопониманий, большой агрессии со стороны потребителей не видел. Да, было несколько писем с такими вопросами, как: «Зачем менять счетчики?», – мы на них ответили. Российским законодательством обозначены понятия «класс точности», «поверка». Да, пожалуйста, пройдите поверку, подтвердите класс точности и живите со старым счетчиком!

– Как ваша компания решает актуальнейшие вопросы энергосбережения?

– В рамках инвестиционной программы разработана программа энерго-сбережения, она включает в себя три направления. Первое: снижение потерь электроэнергии в наших сетях. «Ульяновская сетевая компания» за последние пять лет достигла достаточно серьезных результатов в этом плане. Мы в основном эксплуатируем сети 10 и 0,4 кВ, а это – наибольший процент потерь в сетях, особенно в коммунальном хозяйстве, кое-где потери доходили до 60 процентов. Однако с 2008 года ситуация значительно улучшилась. Минувший год мы закончили с результатом порядка 24 процентов при нормативных потерях 19,1. В этом заслуга всего коллектива компании и бывшего ее руководителя Виктора Павловича Шингарова, который был «заточен» под решение этой проблемы, перевел деятельность ОАО «УСК» на систему контрольного освидетельствования. В результате в первый же год было достигнуто снижение потерь более чем на десять процентов.

Второе направление программы энергосбережения – снижение расходов на внутренние хозяйственные нужды на наших базах, зданиях, сооружениях. Работаем в направлении снижения потерь электроэнергии на технологические нужды, во всех наших зданиях поставлены приборы учета. В декабре прошлого года мы заключили договор с энергоаудитором, по результатам энергоаудита будем разрабатывать план мероприятий, которые позволят более эффективно экономить электроэнергию, тепло, воду, снизить расходы на ГСМ и т.д. В этом году мы поставили задачу – снижение затрат на энергоресурсы примерно на два процента.

И, наконец, третье направление – снижение издержек для потребителя, это чистой воды желание экономить. Скажем, если мы подписываем договоры на уличное освещение, то, при согласовании с собственником, стараемся устанавливать экономичные энергосберегающие лампы. У них и срок эксплуатации дольше, и расходы на электроэнергию снижаются на треть.

– Известно, что наряду с промышленными и коммерческими предприятиями к сетям ОАО «УСК» присоединены самые незащищенные в финансовом плане объекты – социальные и коммунальные учреждения, жилье, в том числе в сельских районах Ульяновской области. Каковы особенности работы с этими потребителями?

– Никаких особенностей нет. У нас более 70 тысяч потребителей, и для нас все равны, будь то физическое или юридическое лицо. ОАО «УСК» – компания, которую наняло «Ульяновск-энерго» для передачи электроэнергии до конечного потребителя. И наша задача – передать электроэнергию необходимого качества, бесперебойно по условиям категорийности подключения и – в идеале! – с хорошим учетом на точке раздела. Чтобы у потребителей не появилось даже мысли о том, что им выставляют неправильные счета.

– Что вы не делегируете своим топ-менеджерам?

– Исключительно в моей компетенции – работа с советом директоров по основным направлениям, стратегическому развитию компании по всем направлениям. Высшее управленческое звено участвует как активные помощники. Принципиальные решения требуют особых проработок, особенно те, которые выносятся на совет директоров и на собрания акционеров. Не делегирую моим менеджерам принципиальные политические решения, ответственность за это несу я. Кроме того, участвую в реализации стратегических планов развития Ульяновской области, вхожу в состав многих координационных советов региона.

– В структуру вашего предприятия входит управление, четыре межмуниципальные РЭС, филиал, сетевые участки. А как часто вам приходится выезжать в районы?

– В районах я постоянно, и мои директора это знают. Еще в 2008 году, когда только пришел в компанию, обозначил две вещи: лезть «вниз», вникая во все тонкости производственного процесса, а также работать непосредственно с исполнителями на местах. Каждый понедельник по селектору все директора МРЭС и основные ответственные по направлениям отчитываются мне о проделанной за неделю работе, об аварийных отключениях, принятых мерах. Плюс через внутреннюю почту компании до всех доводится информация по аварийным отключениям или технологическим нарушениям, диспетчер ежечасно обновляет информацию.

Кроме того, раз в две недели я собираю в офисе ответственных по основным направлениям – тех же руководителей МРЭС, начальников отделов. Вопросы самые разные: от хозяйственных нужд до работы с главами администраций.

– В «красном углу» начальственных кабинетов, как правило, висит портрет главы государства, а у вас над креслом – детский рисунок…

– Это работа Насти Матвеевой из Инзенского района – одного из победителей конкурса детского рисунка, который прошел по всем МРЭС ко Дню энергетика. Дети рисовали все, что связано с электроэнергетикой, для отбора лучших работ мы создали инициативную группу, в основном это были женщины, которые искренне восторгались творчеством юных художников. Принесли мне ворох рисунков, и я выбрал тот, который мне очень понравился – простой, бесхитростный, но удивительно искренний.

Победителям вручили дипломы, призы – мягкие игрушки. Пили чай с тортом.

Вообще, наша компания по мере возможностей старается вести благотворительную деятельность. Я, например, меценат клуба восточных единоборств «Серега», сам занимался рукопашным боем, когда-то работал инструктором в клубе «Данко», так что для меня все это близко. В прошлом году мы проспонсировали поездку во Францию группы детского народного творчества из Барыша для участия в международном конкурсе «Париж, я люблю тебя!». Но я никогда не пиарю такие вещи.

– У такого коммуникабельного человека, как вы, наверное, много друзей…

– Есть понятие «друзья» и есть «хорошие знакомые». Истинных друзей у меня мало – пятеро. Мы знакомы со школы, с двумя вообще семьями дружим. Нас никоим образом не связывает бизнес, все мы из разных сфер: строительство, органы внутренних дел, частный бизнес, фермерство, и этим друг другу интересны. Встречаемся где-то раз в квартал. Перед Новым годом – обязательно, а также на вечере памяти нашего классного руководителя Владимира Григорьевича Мендельсона, в честь которого названа 11-я школа в Ульяновске. Он был учителем физкультуры, и в этот день в школе проходят соревнования – по баскетболу, волейболу, мы с друзьями тоже участвуем. Когда-то он нас, хулиганов, держал в узде, за что мы сейчас ему очень благодарны: ни один из наших ребят не спился, не пошел по скользкой дорожке, все вышли в люди, занимают неплохие должности.

– А как началось ваше увлечение охотой?

– Несмотря на то, что мой отец всю жизнь рыбачил, к рыбалке я «не прижался». А вот охота увлекла. Однажды друзья пригласили посмотреть со стороны, и первые впечатления оказались самые шикарные. Сам увидел, что такое зверь, почувствовал адреналин в крови. Очень понравилась сама организация процесса охоты: все было четко, а я люблю, когда все правильно организовано.

В итоге решил попробовать, а через полтора года получил разрешение на оружие, купил себе ружье, пошла интересная охота на утку, лося. Люблю одиночную, а не командную охоту. Не гонюсь за результативностью, для меня главное – процесс.

– Пользователям Интернета, попавшим на веб-сайт вашей компании, желают хорошего настроения. А вас что радует?

– Сама жизнь радует!

Татьяна Задорожняя