Авиакатастрофа пассажирского самолета компании «ЮТэйр», 2 апреля летевшего из Тюмени в Сургут и разбившегося сразу после взлета, стала одной из главных тем прошлой недели. Пока специалисты не спешат называть причины падения лайнера, наш читатель Виктор Коновалов, работавший на УАПК, рассказал, как ему с коллегами практически чудом удалось избежать похожей аварии.
Виктор Федорович трудился на Ульяновском авиапромышленном комплексе уже в первые годы его работы и строительства. Тогда, объясняет он, будущим авиастроителям нередко приходилось летать в Москву и другие города страны по вопросам создания завода и пуска производства на нем.
Так как поездки были частыми, УАПК с конца 1976 года начал арендовать самолеты в Центральном аэропорту Ульяновска.
В Москву командированные вылетали обычно в начале недели и проводили там несколько дней.
Обратно в Ульяновск отправлялись в пятницу вечером из аэропорта в Быково. В очередной раз ульяновцы возвращались домой из столицы 19 сентября 1979 года. Дату эту Виктор Федорович запомнил не случайно. Полет на «ЯК-40» оказался не из легких.
«Погода в этот день была немного пасмурная. Обычно я в самолете сидел на первом кресле, а начальник центральной заводской лаборатории Борис Меньшин, с которым мы дружили, – на заднем сиденье. И когда самолет уже набрал высоту, вышел на курс, я к нему подошел, так как мы всю не-делю почти не виделись. Мы разговорились, и он показал за окно: «Смотри, какой туман, морось какая сильная – аж прямо с крыла самолета вода течет». А я присмотрелся: какая же это вода, это керосин течет! Как из пульверизатора, распыляется и шлейфом идет.
Шлейф этот – где-то полметра высотой и метр-полтора шириной – из окна виден, и на крыле видны подтеки…» – вспоминает ульяновец.
Увидев такое, он пошел к пилотам. Те тоже уже заподозрили неладное – часть приборов у самолета отказала. Услышав про шлейф, бортмеханик и командир экипажа вскочили, посмотрели в окно в салоне и бросились обратно в кабину.
Виктор Коновалов в этот момент вернулся на свое место в первом ряду и смог слышать почти все переговоры экипажа с землей по громкой связи. Самолет пошел на разворот и аварийную посадку. Но при подлете к аэродрому диспетчер сообщил экипажу, что «ЯК» не попадает на освобожденную для него полосу и нужно заходить на второй круг. Командир самолета отказался возвращаться и все-таки смог посадить его на край полосы.
Впечатления от несостоявшегося полета у пассажиров остались не самые приятные. «Ощущение, как будто тебя в колымаге везут на похороны. И главное, злость берет, что сам ничего не можешь сделать», вспоминает Виктор Федорович.
Правда, уточняет он, из 16 человек, находившихся в салоне, не все сразу поняли серьезность ситуации.
Зато осознали ее позже, когда после аварийной посадки ульяновцы стали звонить в родной город, чтобы за ними выслали запасной самолет. К тому времени, как он прилетел, возвращаться домой по воздуху решились только пять человек.
Остальные предпочли поезд.
Сам Коновалов домой вернулся все-таки по воздуху. А всю опасность случившегося он осознал только через несколько месяцев. Тогда сотрудникам УАПК предстоял очередной полет, уже в Тбилиси. И перед отправлением самолета авиастроители разговорились с начальником смены Ульяновского авиапорта. Тот рассказал, что, как выяснилось после определения причин аварийной ситуации, заходить на второй круг при посадке «ЯКу» тогда нельзя было никак. Если бы самолет еще минут десять продержался в воздухе, он бы рухнул на землю.
Впрочем, и после этого Виктор Федорович пользовался воздушным транспортом не раз и страха особо не испытывал. «Кому суждено сгореть, тот не утонет», – напоминает он народную мудрость.
Лидия Пехтерева