Не слишком люблю обращаться к начальству с просьбами (и публичными, и приватными) — но вот пришлось…
Повод был такой. На сайте правительства области опубликовали список региональных изданий, предлагаемых для чтения в школах РФ для публичного голосования (как я предполагал – и для обсуждения).
Мне показалось,что этот перечень книг несколько хаотичен и неточен. Причины для сомнений были такие:
1. Список не разбит по разделам (проза художественная, поэзия, краеведения, искусство, история – и так далее.) А ведь именно об этом и говорил С.И. Морозов на расширенном заседании Совета по книгоизданию.
2. Кроме того, понятно что список должен быть разделен по возрастным группам учащихся. Ну, хотя бы для ориентировки учительского корпуса. Нелепо же предполагать, что школьники младших и средних классов будут читать то же самое. что и десятиклассники.
Разобрать такую «кучу» – это, конечно, прямая задача министерства образования..
3. Список хаотичен по подбору и книг, и их авторов. В частности, почему-то дважды присутствуют издания, относящиеся сугубо к архитектуре. А захотят ли школьники вникать в тонкости градостроения? Да и смогут ли сделать это?
4. Явно ощущается стремление составлявших список «отозваться на злобу дня» То бишь: понаставить побольше произведений «юбилейных» авторов: Н.Карамзина, И.Гончарова. Намерение, конечно, похвальное- но ведь тут важно не количество названий- а тщательный их отбор. Обилие сочинений классиков еще не является доказательством того, что подростки все это усвоят.
5.О местных авторах.Конечно, каждый “кулик свое болото хвалит”. И все же мне не совсем понятно, почему в перечне нет, скажем, такой книги, как «И.Н. Ульянов.» Это – полная биография просветителя., написанная мной и Ж.Трофимовым. Издана в знаменитой серии “Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ)” дважды; переведена на семь языков. Даже не упоминается .
Нет также книги “Выдвинут самим провидением” (биография И.Я. Яковлева) Это жизнеописание знаменитого чувашского просветителя также написано мной . Книга была удостоена губернаторской премии..
Короче говоря, создается впечатление, что составители списка занялись ответственным делом (как частенько у нас водится) как-то кулуарно, без общественного обсуждения, по принципу «кум с кумой знаком».
Мои подозрения подтвердились, когда я поинтересовался, кем составлен перечень? где он обсуждался? кто председатель комиссии? Увы-ни зам.министра образования И.Мельников, ни министр культуры Т.Мурдасова не могли внятно на эти вопросы ответить. Более того: главная «культуртрегерша» региона (госпожа Мурдасова) даже не пожелала встретиться …
Сложным путем удалось выяснить, что предложения в “Список” поставляли две областные библиотеки, местное отделение Союза писателей РФ, Институт совершенствования учителей (помощница господина Мельникова от этого открещивается). То есть: мы имеем налицо типичное формально-бюрократическое исполнение распоряжений главы области.
Не потому ли и растет неприязнь народа к власти?
Было отрадно слышать (после моего обращения к Т.В.Девяткиной) что в ближайшее время состоится по вышеизложенному поводу «круглый стол», на котором литераторы, педагоги,краеведы нелицеприятно и объективно обсудят вышеозначенные проблемы.
Но остается вопрос: почему вышеназванные должностные лица не могли сделать этого раньше? Почему стиль их работы не меняется? Почему областные чиновники продолжают работать попрежнему формально. В РЕЖИМЕ “ОТФУТБОЛИВАНИЯ”? Разве они не понимают, что именно такое поведение чиновников и порождает неприязнь людей к власти?!
Кстати,
а многие взрослые смогли прочитать (точнее дочитать, осилить) предлагаемые Миндубаевым собственные творения? Школьник вообще дальше 3 страницы будет их читать только под палкой.
Xbnfntktkm
Недаром говорят, что у бездарей скромность и не ночевала
Союз русских писателей..
На сайте правительства вывешен список писателей и произведений для рейтингового голосования. Он составлен без учета лучших прозаиков области: Мельникова П. Т.,Никонова А. Ф. Сергеева В. Н., покойного Льва Фомина; и поэтов: Шушкова П. А., Суркова Л, Н. Нецветаева Л. Н., Кузнецова В. Н, Без их участия проведения читательского конкурса бессмысленно. Сейчас областным литпроцессом в области заправляет г-жа Шейпак, которая не рискнула поставить в список свой в пошлейший романец “Абломов” и
в отместку вычеркнула имена лучших писателей.
В допонение
Коли автор списка Шейпак, то понятно, почему Миндубева нет в списки, поскольку он первый назвал “роман” ерундой. К сожалению редактор “Лит.Ульяновска дал слабину и не поместил рецензию в журнале. Она все объясняет.
“Признаюсь, «роман» Ольги Шейпак «Фёдор Абломов» начал читать из любопытства, а завершил – из упрямства. Любопытство объяснялось желанием объять литпроизведение, не получившее – увы! – общественного резонанса, но отмеченного престижной премией. А упрямство подвигалось самоедством типа: «Ну, заставлял же ты себя читать ещё и не ЭТО!»
Яснее: читал творение госпожи Шейпак из принципа. Ловил себя на некоторых мыслях, которые и захотелось изложить. Не только в связи с выходом книги, но и потому, что произведение сие обнажает некоторые, на мой взгляд, не слишком… как бы это сказать?.. благопристойные тенденции сегодняшней литературной жизни.
Но сначала – впечатления о «романе». Беру это слово в кавычки, потому, что вышедшее из под пера (или клавиш) О. Шейпак сочинение как-то не становится в один ряд с теми, поистине великими романами, которые подарила нам русская литература. Ну, что есть настоящий роман? Правильно: могучая река, плавно вбирающая в своё течение героев, ситуации, характеры, типы, проблемы, чувствования… Чудом таланта своего создателя эта река захватывает нас, читателей, и несёт по своим волнам без всякого видимого напряжения… И мы уже как реальных, живых людей, воспринимаем героев произведения, проникаемся их существованием, проблемами, которые занимают их…
Да, как ни грустно: не нашёл, не обнаружил я такой естественности в произведении О. Шейпак. Зато хорошо различимы те «болты, скобы и скрепы», с помощью которых автор всячески пытается конъюнктурно «привязать» к имени И.Гончарова, к его предстоящему юбилею, своё (возможно, даже давным-давно написанное) произведение. Тут использованы разные, довольно примитивные приёмы, начиная с названия «романа»…
О главном герое книги, многозначительно обозначенном как «Фёдор Абломов». Он представляется мне личностью синтетической, неким пластиковым персонажем, явившимся нашему взору только в связи с фонетическим сходством его фамилии с фамилией одного из известнейших персонажей русской словесности… С тем милым, глубоким, мудрым и тонким Ильёй Обломовым, которого родил своей фантазией и представил нам писатель Иван Гончаров. Ну, никакой, даже самой поверхностной связи между героем Шейпак и героем Гончарова не удалось мне обнаружить! Разве только ДИВАН, на котором возлежат оба героя: живой, полнокровный –гончаровский и схематично-искусственный – шейпаковский. И его фамилия, и образ мыслей (коих у него и нет вроде), и его проблемы – ну равно никакого переклика с гончаровским Обломовым не имеют…
Но, как писал И.Гончаров, «…нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу…» Вот Шейпак и приспособила – юбилей великого писателя.
Нет желания говорить и о композиции произведения госпожи Шейпак. Нет потому, что самой композиции в книге не обнаруживаешь, тут заметны только натужные усилия автора к месту и не к месту вводить неких действующих лиц с их непонятными ролями… И уж совершенно, как говорится, ни в какие ворота не лезут «задушевные» беседы (как можно догадаться) самой Ольги Георгиевны с великим Иваном Александровичем.
Вот, скажем:
«– А признайтесь, – обращаюсь я к автору «Фрегата «Паллады», – если бы Вам ещё раз представилась возможность совершить дальнее путешествие, вы решились бы тронуться в путь?»
Это не литературный герой произносит, это госпожа Шейпак запросто гутарит с великой тенью… Тут уж вспоминается другой литературный персонаж, гоголевский. Тот самый, которого приняли по врождённому лакейству мелкопоместные российские чиновники за петербуржского ревизора. И который в подпитии высказывался так примерно: «Ну что, брат Пушкин…»
Ну, а в «ФЁДОРЕ АБЛОМОВЕ» – «БРАТ Гончаров».
В заключение. Конечно, наши могучие классики могут многое. И кассовые сборы обеспечивают по сию пору, и типографии без доходов не оставляют. И – как выясняется – даже премиями могут обеспечить…
Но то, что они за них не голосуют – это точно.
Мимо проходил
По этому роману критикам отлуп уже давно дали, вот здесь http://ulpressa.ru/2011/12/23/oblom-ablomova-ili-ne-trevozhte-teni-velikih/
Xbnfntktkm
Что роман, что рецензия, что Литературный Ульяновск – всё одно и то же. Испражнения графоманов.
Ульяновец
Сам-то ты хоть букварь прочитал, недоучка? По моему нет. Это видно из твоих умозаключений. Спасибо скажи за то, что имел возможность почитать НАСТОЯЩЕГО писателя.
Иван Денисович
Мимо проходил: дал ссылку на давнюю публикацию в Улпрессе http://ulpressa.ru/2011/12/23/oblom-ablomova-ili-ne-trevozhte-teni-velikih/. Спасибо . Не читал. Об образовательном уровне господина Миндубаева, точнее об отсутствии оного можно судить , например, по следующему размышлению из той давней публикации “Когда я слушал многочисленные претензии людей, изводящих бумагу (а они были типа «Мы создали произведения – а издаваться не можем!»), меня охватили угрызения совести. И знаете почему? Потому что вспомнилось кем-то сказанное: «Посмотри, как прекрасен чистый лист бумаги!» И ещё припомнилось, как поручик Лермонтов при жизни так и не увидел сборника своих стихотворений…” К сведению г. Миндубаева. Может быть нынешние школьники этого факта не знают, но в то время, когда он учился, литературу преподавали неплохо.Лермонтов, как известно, сам составил свой первый и единственный сборник своих произведений, выпущенный в свет в 1840 году, и включил в него двадцать шесть стихотворений и две поэмы.И г.Миндубаев. и даже в большой степени его соавтор г.Трофимов давно снискали славу “сказочников”. Поэтому если рекомендовать их творения, то только в раздел “сказки”
Бабадуся
Знаем мы этих чинуш. Ничего сами не читают. А “решают” либо по знакомству, либо из выгоды.