21 апреля по улицам Ульяновска пройдет необычный автопробег. В нем примут участие автомашины, возраст которых исчисляется десятками лет! При этом одно из обязательных условий – отсутствие в них технических новинок. Еще более удивительно то, что владельцы «железных коней» чаще всего моложе своих автомобилей. С любителями автомобилей старого стиля довелось встретиться в одной из мастерских в центре Ульяновска. Здесь многие старые авто – или, по крайней мере, запчасти – получают вторую жизнь.

ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ

– Ребята, а откуда пошло увлечение старыми автомобилями?

– У меня это получилось само собой, – рассказывает Александр Кременицкий – один из тех, кто фактически стоял у истоков основания этого клуба, – несколько лет назад мой дедушка отдал мне свои «Жигули» 1973 года выпуска. Сначала – да, была мысль продать эту машину и купить новую, современную, но потом эта мысль прошла, и я начал авто восстанавливать. И как-то прикипел душой… Тем более, что на этом автомобиле меня с грудного возраста еще на дачу возили. Просто рука не поднялась расстаться с этой машиной. В итоге я понял, что мой автомобиль меня полностью устраивает, хоть ему уже почти и сорок лет.

– Чем же старая добрая «копейка» так хороша?

– Это один из тех автомобилей, управление которым доставляет удовольствие.

– Но ведь современные авто куда более удобны – за 30 лет технический прогресс шагнул далеко вперед…

Садясь в салон этого автомобиля, попадаешь как будто в машину времени и словно переносишься на тридцать лет назад. Ни один современный автомобиль такого эффекта не дает. Даже запах особый, потому что из таких материалов, как тогда, салон уже не делают.

– И все же об управлении этим авто…

– Да не сказать бы, что им управлять трудно! Да, наверное, руль потуже, педали жестче, но это дело привычки. А вот в свое время довелось управлять «Победой» 1954 года выпуска – вот это было действительно сложно! Я когда целый день на ней проездил, вышел, как будто два вагона разгрузил.

– То есть там руль и педали несравненно больше затрат требуют?

– Да! А еще в машине не было зеркал заднего вида – ни одного, и конструкция кузова такова, что, даже поворачивая голову назад, ничего не видишь. Поэтому после «Победы» «Жигули» показались сказкой – все познается в сравнении.

 ДВЕ МАШИНЫ – УЖЕ КЛУБ

– Александр, а как же появилась идея вашего клуба?

– Идея найти единомышленников была давно. Но одни знакомые ездили на «девятке», другие – на иномарке, у кого-то вообще автомобиля не было. Мне говорили: «Продай ты этот металлолом!». Не было людей, кто меня бы поддерживал. И вот полтора года назад один очень хороший друг приобрел «ВАЗ-2102» – ту же «копейку» практически. Через несколько дней мы ехали в его машине и заговорили о клубе. Ну, вроде, давай – две машины есть.

– И какие были первые шаги?

– Создали форум в Интернете, разработали логотип. А дальше началось еще интереснее. Вот эту «двоечку» моего товарища привели в божеский вид и на заднем стекле разместили наклейку с логотипом клуба. И вот однажды с супругой ехали на машине товарища, она мне говорит: «На нас какой-то дядька таращится». Смотрю – и точно – какой-то мужчина бородатый смотрит на нас, улыбается и уезжает. А через пару кварталов его догоняю, он показывает: «Паркуйся!». Оказалось, у его дедушки «Жигули» 1975 года, которые хотят продать. Он рассказал про еще один клуб в Ульяновске – «Гольф-клуб», а потом мы с ним как-то потерялись.

Позже нашли в Интернете информацию про очередной сбор этого самого «Гольф-клуба», решили съездить, познакомиться, раз там ребята интересуются старыми автомобилями, стали общаться. А дальше как-то спонтанно стали появляться и новые члены клуба. С кем-то познакомились в университете, с кем-то – благодаря Интернету.

 – Сколько вас сейчас?

– Порядка десяти человек. Это те, у кого есть автомобили, и кто поддерживает идею нашего клуба. А тех, кто пишет на сайте, – еще больше. Есть такие, у кого нет автомобиля, но им интересно общаться про машины старого стиля.

– Какие машины? Только «Жигули»?

– Отнюдь нет! Есть и «Волга», и «Запорожец», есть и иномарки – «Фольксваген», например. Главное, чтобы это были автомобили той эпохи.

– А новых членов охотно в клуб примете?

– Если человеку понятна идея, тематика клуба, если у человека есть желание, то почему бы нет? Но нужно понимать, что у нас есть своя концепция – мы создаем автомобили старого стиля. То есть мы хотим воссоздать автомобиль в том виде, как он был в оригинале. То есть тонировка, какой-то современный глушитель или еще что-то подобное неприемлемо. Нам не интересно, когда на старый автомобиль ставят детали, которых в то время в принципе быть не могло.

 «КРУГЛОЕ ЗЕРКАЛО ИЗ 1970-ГО ИСКАЛ ТРИ ГОДА»

– Легко ли достать запчасти для ваших авто?

– А это раз на раз не приходится. Одну деталь нашли у дедушки в соседнем гараже – «А-а, забирай», а иной раз приходится искать очень-очень долго. Например, оригинальное круглое зеркало на свою машину, которое выпускалось в первой половине 1970-х, я искал три года.

– Где же шел поиск?

– Бороздил просторы Интернета, спрашивал у знакомых, у знакомых знакомых. Часто попросту крутили пальцем у виска. Я уже практически сдался. Даже в Интернете если находил такие объявления, оказывалось, что зеркало продано, либо люди не отвечали, либо заламывали такую цену, что я не мог себе этого позволить.

И вот однажды поехали с товарищем в гараж к одному его знакомому. Он туда зашел и выходит с этим зеркалом в руках. Представляете? У меня руки затряслись, я сказать ничего не могу… У хозяина спрашиваю: «За сколько отдашь?», он отвечает: «Так забирай!». Я достал из кармана последние 100 рублей, отдал ему в знак благодарности.

– Подошло зеркало?

– Да! Приехал в свой гараж, прикрутил зеркало, и автомобиль сразу приобрел совсем другой вид, хотя, казалось бы, какая-то маленькая деталь. И вот за четыре года, как я восстанавливаю автомобиль, практически все воссоздано в оригинальном виде. Даже по механической части.

 «УДАРИМ АВТОПРОБЕГОМ…»

– Несколько слов об автопробеге, который вы хотите провести…

– Автопробег, посвященный открытию сезона, пройдет 21 апреля. Начнется мероприятие в 16:00 на улице Кузнецова, на парковке напротив мэрии. Будем общаться, фотографироваться. В 17:00 начнется сам автопробег.

Сначала проедем по центральной части города, затем по Московскому шоссе до аэропорта «Ульяновск-Центральный». Потом переедем по объездной дороге в Железнодорожный район, доедем до улицы Первомайской, где сохранилась старая заправка. Дальше едем до площади у старого вокзала – там наши автопробеги обычно и заканчиваются. Хорошее место, соответствует духу нашего мероприятия. Так что все желающие смогут нас увидеть.

– А сколько вы таких мероприятий уже проводили?

– В прошлом году их было три. В этом хотим больше, посмотрим, что получится. Открытие сезона для нас – самое важное мероприятие.

 – Готовы отправиться в другой город и пообщаться с коллегами, если пригласят?

– Все зависит от того, какое решение примет наш коллектив. С одной стороны, почему бы и нет? С другой – у нас в основном студенты в клубе, а поездка на большие расстояния – дело затратное.

– Хорошо, вернемся к Ульяновску – что-то оригинальное в нынешнем году будет по сравнению с прошлогодними автопробегами?

– В этом году будет большая фотосессия с участием наших автомобилей и девушек в костюмах той эпохи. Идея такова – показать, что даже без всякого навороченного тюнинга автомобиль может быть интересен. В том числе и для красивых девушек! Ну, а по окончании сезона хотим провести фотовыставку.

 Сайт любителей «Ретро-автомобилей»

Беседовал Игорь Кранцев, фото Юлии Липатовой и из личных архивов создателей oneclub-73.ru