Сейчас много говорят о цензуре. О том, что “там” начали закручивать гайки, что писать скоро можно будет только о погоде, что профессия журналиста дискредитирована и отчасти потеряна.
Цензура внешняя, которая, давайте не будем кривить душой, всегда существовала в нашей стране, не так страшна, как зачастую ее представляют. Подчас цензура извне даже обостряет способности и возможности журналиста. Гораздо опаснее другое. Страшен страх изнутри. Да-да, я говорю именно о цензуре внутренней, которая словно какая-то неистребимая зараза сидит во многих из нас. Не внутренняя регуляция и этические ограничения, что совершенно нормально, а именно внутренняя цензура.
Мне доводилось наблюдать это у студентов журфака, которым я преподавал. Когда молодые юноши и девушки, читая очередную критическую статью о том или ином чиновнике, вдруг испуганно поднимали глаза и вполне серьезно спрашивали: “А разве так можно?”. Что можно, переспрашивал я. И ребята мне объясняли – ну, как же так, тут критикуют губернатора, разве можно?
Их трудно винить в этом. Во многих российских семьях по-прежнему силен феномен раболепия – низкопоклонства перед начальником или даже просто перед обеспеченным соседом, въезжающим во двор на дорогой иномарке. Отсюда и правила о том, что начальник всегда прав. А если начальник не прав – смотри пункт первый.
Или другой пример, из личного опыта. Когда мне позвонил редактор и стал как-то мяться: “Миш, текст неплохой, но есть маленькая проблема. Вот ты пишешь тут: “Путин предложил…”, – начал объяснять шеф. “Ну да, это он действительно предложил. А что?” – отвечал я, пытаясь понять, что, собственно, не так в моем тексте. “Да нет, с текстом все нормально. Но вот Путин…”, – продолжал редактор. «А с Путиным что не так?» – не переставал удивляться я. “И с Путиным тоже все нормально. Просто он у тебя упоминается. Мало ли что, – заявил шеф. – Давай лучше переформулируем – напишем, что это не Путин предложил, а правительство. Это ж не будет ошибкой”.
Редактор явно страховался. Наверное, из каких-то своих внутренних соображений. Роль Путина в моем тексте была минимальна, по сути, он действительно просто “упоминался”. Но от греха подальше редактор решил исключить из статьи и это простое “упоминание”.
На самом деле внутренняя цензура – очень опасная вещь, которая заставляет нас бояться “на всякий случай”. Вы и сами прекрасно знаете, как силен ген страха у нашего русского человека. Повторяю: не надо путать внутренние регуляторы, не позволяющие в определенных ситуациях выходить за рамки морали, и внутреннюю цензуру. Для журналиста такая цензура крайне губительна, она способна убить его как профессионала. Профессиональный журналист – это не только тот, кто научился добывать информацию и складывать слова в предложения. Профессиональный журналист – это еще и тот, кто не боится озвучивать информацию и собственное мнение.
Мы много раз обсуждали это со студентами. И я всегда пытался донести одну мысль – правду говорить легко. Это никакой не героизм вовсе, когда человек заявляет то, что должен сказать. Сколько мне доводилось встречать руководителей СМИ, которые не хотели писать на конкретную тему только потому, что “могут подать в суд”, “пожаловаться”. Да вообще – мало ли что сделать. Теоретически.
Буквально на днях я прочитал интервью с телепродюсером и режиссером Верой Кричевской. Прочитал и захотел зааплодировать этой умной женщине. Наши мысли сошлись. “Главная проблема – это цензура внутри человека, – говорит Кричевская. – Это рефлекторная вещь, которую ничем не вытравить”.
Наверное, и вправду никакие гайки закручивать не нужно. Они уже давно закручены у многих внутри.
Гы
Так это и есть либеральная свобода слова. Частный собственник определяет, что должно печататься в его газете или другом СМИ.
Натаньяху Иваныч Балаболов
Свобода слова – это писать о том, что “одобрено” свыше. Вот о НАТО писать плохо сейчас у нас в области – это дурной вкус. О депутате Соловьеве писать нельзя,ибо он Единорос о заборах вдоль Волги нельзя ибо там “свои ребята”, о разбытых дорогах в которые вбуханы сотни миллионов нельзя ибо эти миллионы пошли куда надо, о “бомбе” которую чердаклинские “полицаи” неделями ищут в аэропорту “Восточный” – нельзя ибо бомба эта “появляется” там где митингуют коммунисты.
Проведя перестройку русский народ поменял шило на мыло. Хрен на редьку.
-У нас в США свобода слова – я могу выйти на главную площадь Вашингтона и кричать, что американский президент вор.
– У нас в России тоже свобода слова – я тоже могу главную площадь Москвы и кричать, что американский президент вор.
Обидно конечно, что несколько лет назад, мы вылезая из дерьма вдохнули глоток свежего воздуха. Теперь опять сидим там же..
Спасибо, Белый. .
А уж когда собственник
еще припадает к руке дающей нашей власти, конечно же, заинтересованной исключительно в расширении возможностей доступа граждан к информации, то пробиться к этим гражданам вообще невозможно. А потом с удовольствием сообщают о том, что граждане не понимают. что делает оппозиция.
Пример – реакция, вернее, ее отсутствие на публикации в газетах издаваемых реальной оппозицией со стороны власти. Как на российском, так и на местном уровне. И отдушину интернета законопачивают плотно. Понятливые модераторы просто не размещают то, что уважаемым людям читать будет неприятно. Например, в материалах ” Левого марша ” не усматривают ничего интересного. Крайне редко что-то дают, но чаше – в архив, куда не все заглядывают. Загляните туда, поймете, почему. Вроде и разместили, но мало кто видел. Зато любую антикоммунистическую дурь размещают мгновенно и держат долго. А вы говорите гайки. Тут уже заклепка и сварка.
Ежов
Евгений Лытяков пишет здесь о вот этой статье http://ulpressa.ru/2012/04/19/levyiy-marsh-voditeli-kobyilyi/ которую я отказался размещать на первую потому что она по моему мнению откровенно пустая. Зато выводы из этого следуют очень глубокомысленные и ужасающие.
Работать нужно, товарищи, постигать науки современности и современной политики. Хотя бы потому что вы в этом живете. А не натягивать презерватив своих домыслов на нечто у кого то похоже отсутствующее. А потом еще и постить анонимно свое по этому поводу брюзжание. У Чатиняна учитесь, который без согласований и вовремя на повестку реагирует, а не выдает на гора пустые никому не нужные псевдооппозиционные тексты. Политика это стояние одного в поле воина, а никак не флуд в сети, тем более трусливо анонимный.
Вовка
Ежова, а где статейка/видосик про твой дебют аки телеведущего на канале “Дождь. УЛьяновск”?
http://ulpressa.ru/2012/04/16/dozhd-ulyanovsk-zdes-i-seychas-itogi-nedeli/
И канал чей-то с рутуба удалили?
http://rutube.ru/tracks/5516503.html
http://rutube.ru/tracks/5538642.html
Ай-ай-ай? Ребятки заигрались в профтв и по попе из Москвы получили?
Ежов
Вообще то к Славе Акрамовскому вопрос, но насколько я знаю Москва просила пока убрать до полного прохождения всех документов. Спасибо что беспокоитесь и так трепетно бдите.
Дима, я когда пишу,
то подписываюсь. Если комментарии совпадают с тем, о чем я говорю, то это показывает только то, что я не совсем не прав. Приходилось читать много комментариев от недовольных редакционной политикой. Если кому-то приятно думать, что это все мои козни – пусть подольше пребывает в этом приятном заблуждении.
Что и у кого имеется, как говорят, вскрытие покажет. И учителей каждый себе выбирает сам. А вот отойти от личных вкусов и пристрастий для того, кто декларирует стремление к объективности очень полезно. Пусть оценивают читатели, мнения у людей разные. Селекция материалов и выпячивание каких-то приятных фигур делу вредят.
Специально для избавления от сомнений и появления кривотолков, подписываюсь – Евгений ЛЫТЯКОВ, не утративший надежду на взаимное уважение и сотрудничество.
Нострадамус
Есть проблема. Наши журналисты, поработавшие в Европе, а такие уже есть, приезжают и приносят извинения здесь за оскорбления своих сограждан, как вот сейчас это делает Белый, всех скопом обвинил в раболепстве и прочем. В Европе за такие вещи обычные граждане засуживают журналистов, что они остаются без штанов. Ну а мы добрые, или еще не цивилизованные, поэтому прощаем хамство белых, когда они свой произвол выдают за свободу слова. И они ходят у нас в новых штанах. Посмотрите Евроньюс – там белыми и серыми и прочей швалью и не пахнет.
ВЛ
ты то добрый. сразу видно.
Работяга
Свобода слова привела к тому, что электорат, как стадо баранов идет туда куда c телевизора укажут.
СМИ программируют публику почище языка 1C.
Достаточно показать вечером по зомбоящику новую физиономию, как к утру все влюбляются в него.
Выборы прошли, Путин с экрана не сходит. Чтоб не забыли до инагурации. Остальных кандидатов уже забывать стали.
Буд-то их и не было.
Владимир I
То, о чем пишет Миша, это не гайки. На медицинском язык, заинтересуйся медики такой проблемой,гайки назвали бы холестериновыми бляшками сознания. Страх политического свойства сейчас в этих бляшках ничтожно мал и присутствует, в основном, в сознании редакторов и кураторов т.н. официальных СМИ. Кровь их подчиненных испорчена шкурным интересом. Всегда в редакциях были таланты, кормившиеся тем, что писали про то, как птички сношаются. И они (Василий Песков, например) действительно были талантливы, потому что свободны. Кто же за птичье спаривание из профессии выгонит?
Другие, пишущие на социальные и политические темы гробили свое дарование на подачу проблемы эзоповым языком. Их ценили (соб. корр. “КП” Евтушенко, фельетонисты Надеин и .пр.) и очень тщательно селекционировали по принципу: один Эзоп на одну редакцию.Подавляющее же большинство советских журналистов искренне служили идее и добросовестно колебались вместе с курсом партии, чем и кормились.
Сейчас подавляющее большинство пишущих – абсолютно беспринципные творцы своего собственного нищего благополучия.В холестериновых бляшках их сознания сплошные рублевые эквиваленты. Сама жизнь провела селекцию журналистов. За птичьи утехи нынче не платят, а вот если воспеть “День зачатия”, гениальность идеи “Родины колобка” – зарплатешка тебе гарантирована и из редакции такого королева не выкуришь.
У редких сводопишущих и присутствующих здесь журналистов,тоже кровь забита. Гайками предлжения с резьбой на болт спроса. Птичьи ночки “Радио Свобода”, “Кммерсант”, “Новые известия” не интересуют, поэтому цензор-кошелек и диктует темы.
Короче: кто платит, тот и заказывает музыку. И неча строить из себя мэтра в ермолке,лезть с балалайкой в военный духовой оркестр, убеждать глупых студентов в том, что “внутренняя цензура – очень опасная вещь.” Внутренняя цензура – это совесть. Не какая-то там профессинальная, а самая обыкновенная, человеческая. К сожалению,в своей крови и крови своих коллег наблюдать её в химически чистом виде не доводилось.
!!!!
Владимир, вот вы комментите. а сфорумлируйте все же свое отношение к тому, что пишет Белый
ГЛАЗ
1)(цитата) Познер В.В. – ” Журналистике нельзя научить.Особенно теле. Я не понимаю, что это за факультет такой. Это приходит с опытом. Нужно окунаться в жизнь”
2)Сейчас легко быть свободным и независимым. Просто пишите в свой блог .И отвечайте за свои слова. Это же просто.
3) Нужно помнить, что за всё нужно платить. Получил деньги? Отработай. И независимость тут не причём.
4) Написать ( или снять), как мальчик лепит колобка, никто не спешит. Это не интересно. Так вот профессионализм, это когда человек может сделать это интересным. А сфоткать “жопу” и написать про неё-не геройство. Это китч. Попса. Ху…я.
Миша Жёлтый.
Гомно внутри, а не гайки.!!!