Сколько уж хоронили заживо российское село. Кто-то говорит: «Спилась деревня». Другие следом повторяют: «Зачахло там всё от безработицы и разрухи»… «Молодёжка» решила опровергнуть эти пессимистичные мнения и намеренно нашла нашего, местного фермера – настоящего крепкого хозяина, который, пройдя все трудности, сумел поставить на ноги целое хозяйство.
Для крестьянина нынче наступает самая важная пора – если погода не подведёт, со дня на день начнётся посевная. В хозяйстве Алексея Макарова, фермера из села Крестово Городище Чердаклинского района, вся техника уже наготове. Выходят на проверку трактора в поле, пробуют землю бороны. Нелёгок он, крестьянский труд, но есть ли работа почётнее этой? Алексей Макаров занимается ею, как в сказке говорится, уже тридцать лет и три года. Он и есть самый настоящий русский былинный богатырь: всё хозяйство держит на себе, сколько земли перепахал за это время, сколько хлеба пересеял – уже и сам не упомнит.
– Всю жизнь живу в родном Крестовом Городище, – говорит Алексей Викторович. – Все мои предки отсюда, все корни здесь. Для себя сразу решил: не надо никуда бегать, жить надо там, где родился, работать на своей земле. Многие стремятся в го-род, а у нас ведь тут тоже, как в Париже – только асфальт пожиже да дома пониже…
Когда-то был в Крестовом Городище совхоз, где работало почти всё взрослое местное население. После переделов в 90-е годы от прежнего богатого хозяйства остались, как и во многих других сёлах, проржавленные бороны да полуразрушенные фермы. Так что начинать собственное дело чердаклинскому фермеру пришлось с нуля.
– Начинал со 100 гектаров пашни, через год у меня уже было 450 га, ещё через год – 1000 га, а теперь – 2000 га, – рассказывает Алексей Макаров. – Брал кредиты, покупал комбайны, прочую технику. Первые годы занимался только растениеводством: сеяли пшеницу, ячмень, бобовые. А с 2008 года завёл ферму. Сейчас у меня в хозяйстве 500 голов свиней, почти столько же овец, коровы. Дело пошло, и вскоре мы открыли свою точку и начали продавать собственную продукцию. Теперь у нас одного только мяса три сорта.
Чтобы управиться со всем этим хозяйством, про выходные дни практически можно забыть. Ночью и то могут поднять на ноги – то корова телится, то ещё какая напасть. Но особой подмоги фермер и не просит.
– Я всегда говорю: самая большая помощь фермеру – это не мешать ему. Когда существовали совхозы, была другая жизнь: да, была дисциплина, была стабильность, но только когда я стал самостоятельным фермером, я понял, что всё зависит только от меня, а потом уже от других. Я сам себе хозяин. У кого-то дети уехали в города, а мои все здесь – вон, в поле пашут. Так что я могу рассчитывать, что придёт время, и я передам всё своё хозяйство своим детям. Наследников у Алексея Викторовича пятеро: старшему сыну 28 лет, младшему – 8. Взрослые дети все выучились, получили высшее образование и… вернулись в родное село. Сели на трактор и теперь вместе с отцом пашут землю, сеют хлеб и думать не думают ни о каком городе. «Где родился – там и пригодился», – так в народе говорят. Так отец всю жизнь прожил, как же тогда им свою землю бросить? Так и работают всей семьёй, в таком хозяйстве бездельничать некогда. Уже подрастают пятеро внуков – может, и они останутся в родном селе.
Есть на ферме и наёмные рабочие – 18 человек. На зиму они могут поездить по шабашкам, но к посевной все возвращаются домой – потому что здесь, на ферме, и деньги платят, и натуральным продуктом расплачиваются. Хотя бывают годы, когда и самому фермеру надо бы помочь: – С приходом в областное правительство Александра Чепухина, нынешнего министра сельского хозяйства, можно сказать, я обрёл единомышленника, – говорит Алексей Макаров. – Самые ценные советы по ведению хозяйства – всегда от него, с ним всегда можно посоветоваться, И губернатор Сергей Морозов, которого я по-человечески уважаю, нас поддерживает. В 2010 году, когда была сильная засуха, мы получили субсидии, благодаря которым наше хозяйство не только не стухло, но мы даже прибавили показатели по животноводству. Сейчас вот возрождается такая должность, как староста села. Мне предложили эту работу, и я уже дал своё согласие. Что это за работа? У нас скважина простаивала 11 лет, и я, никого не прося, её починил. Помогаем местному детскому садику, школе, церкви. Теперь собираемся хоккейную площадку построить рядом с клубом. Вот кто такой староста. Только сначала надо сделать дело, а уж потом говорить, какую ты должность занимаешь.
А вот чего не хватает крепкому хозяину, так это таких же толковых соседей.
– Было бы нас в селе человек пять крепких фермеров, было б интереснее, – сетует Алексей Викторович. – Чем больше людей работает на земле, тем лучше всем. Надо больше доверять работу на земле молодёжи. Поверьте мне, я знаю многих молодых людей, которые очень хотят работать в селе. Вы посмотрите вокруг: сколько пустующих помещений бывших ферм разваливаются по сёлам. Их же можно распродать по кирпичикам за деньги, а можно отдать в собственность молодым, пусть они тоже обзаводятся хозяйствомс пусть работают на родной земле. И тогда не будет у нас ни вымирающих сёл, ни брошенных хозяйств. Я всю жизнь живу в селе и знаю, что потенциал его огромен, только надо уметь этот потенциал использовать.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА