Как известно, история – это вовсе не набор каких-либо дат или событий. История – это люди и их поступки, которые только и могут наполнить «живым» смыслом давно произошедшее.
Напомним нашим читателям, что в мае 2012 года Засвияжье празднует 50-летие со дня своего создания. В связи с этим мы встретились с одним из жителей этого района Ульяновска – 85-летним ветераном Виктором Салатовым, удивительная память которого хранит многие детали и моменты той самой «живой» истории города.
– В Засвияжье я переехал в апреле 45-го, когда некоторые из работников автозавода перебрались поближе к родному предприятию. Район тогда представлял собой фактически пустырь и был разделен на «площадки» с до-мами барачного типа. В один из таких домов переехал и я вместе с семьей, – так вспоминает свое «знакомство» с Засвияжским районом ветеран.
Надо сказать, что Виктор Арсен-тьевич – уникальный человек. Дело в том, что он начал работать на крупнейшем предприятии нашего города еще до того, как Ульяновский автозавод стал собственно «ульяновским», то есть до эвакуации его из столицы.
– Я родился в Москве. В 15 лет устроился работать в инструментальный цех на автозавод имени Сталина, где уже работали отец и старшие брат с сестрой. В то время город бомбили почти каждый день, и мы, тогда еще совсем подростки, забирались на чердаки и следили за немецкими самолетами. Приходилось не просто наблюдать, но и тушить вражеские бомбы-«зажигалки». Ночевали же мы на станции метро «Автозаводская»
– иначе не поспишь нормально: замучают «воздушной тревогой»,- вспоминает Салатов. Эвакуированных из Москвы
ждал суровый быт провинциального тыла. Семья Салатовых – отец, мать, сестра и братья – поселилась в домике на улице Шевченко. Хозяин дома занимался гончарством, что позволило семье в суровую зиму 1941 года выжить: в доме была печь, горшки остывали долго и сохраняли драгоценное тепло.
В войну у нашего собеседника погибли отец и старший брат; Виктор Арсентьевич оказался единственным кормильцем своей матери и младших братьев.
– Когда переехали в Засвияжье (туда, где сейчас располагается поселок Сельдь), мы обзавелись небольшим огородом: сажали картошку возле известного «татарского вала». Дом обогревался дровяной печью, вода – в колонке на улице, комнаты освещали, в основном, керосинками, так как до постройки первой ТЭЦ электричество в Ульяновске было в большом дефиците. В общем, это был совсем другой мир, который сейчас, наверное, трудно представить – в век компьютеров, телевизоров и т.п., – рассказывает ветеран.
По его словам, помимо разрозненных «площадок» и пустыря, в Засвияжье недалеко от автозавода находился аэродром. Кстати, на УАЗе в то время работал свой летчик, а совсем рядом с нынешней остановкой «Автозавод» располагалось здание летно-командного пункта аэропорта.
В войну на заводах трудились по пятнадцать часов,неслучайно победный май 45-го года Салатов встретил в родном цеху. Но и долгое время после войны Салатов не знал, что такое отдых. На вопрос про первую любовь, которую Виктор Арсентьевич, конечно же, встретил на том же автозаводе, Салатов ответил так:
– Женился я в 25 лет, до этого пришлось «выводить в люди» младших братьев.
Свою высокую награду – звание Героя Социалистического Труда – он получил в августе 1966 года (надо сказать, что удостоенных этого звания в нашей области всего немногим более семидесяти человек).
На УАЗе наш собеседник проработал до 1993 года, сейчас он – пенсионер, ветеран, счастливый дед и прадед.
В завершение нашей беседы я задал вопрос о каких-то необычных, чудесных случаях, которые происходили в жизни ветерана.
– Честно говоря, я – самый обычный человек: всю жизнь много работал и старался жить достойно. Вот разве только не очень люблю апрель – именно в этот месяц умерли и погибли многие мои близкие…
Думается, что именно на плечах таких «обычных» людей и была в свое время выстрадана наша Победа, созданы многие крупные предприятия и городские районы.
Евгений Нувитов