Три года в Заволжском районе Ульяновска жители многоквартирных жилых домов, обслуживаемых ООО «Управляющая компания Жилстройсервис» и ООО «Жилстройсервис», жалуются на то, что эти компании включают строку «ПЗУ» (домофон) в единый счет-квитанцию и принуждают их оплачивать такую услугу, как домофон. При этом договоры на техническое обслуживание домофонов собственники, наниматели жилых помещений заключали с другими специализированными компаниями, которым и платили.
Людей ввели в заблуждение
В заметке «Прав нет, одни обязанности» от 25 февраля нынешнего года «Симбирский курьер» рассказал о ситуации, в которой, например, оказались жильцы дома №7 по проспекту Авиастроителей. ООО «Жилстройсервис» включило с 2012 года в перечень услуг по содержанию и ремонту дома строку «ПЗУ» (переговорно-запирающее устройство, или домофон. – Ред.). При этом, как нам сообщили собственники, это не было с ними согласовано.
«Домофоны у нас обслуживает другая организация – ООО «Комфорт Сервис», – которая всю эту систему и устанавливала, – рассказала «СК» старшая по подъезду дома № 7 по проспекту Авиастроителей Надежда Александровна. – У нас есть и соответствующий договор. Но в управляющей компании с нами и говорить не хотят. За наш счет она разослала по почте в каждую квартиру письма о том, что теперь она обслуживает домофоны, за что и выставляет оплату отдельной строкой. В письме также идет ссылка на то, что мы якобы сами за это проголосовали на собрании собственников. На самом же деле голосование не состоялось. Люди не проголосовали за обслуживание домофонов управляющей компанией».
Свою точку зрения на заявленную проблему директор ООО «УК Жилстройсервис» Алексей Болотов высказал в заметке «Симбирского курьера» от 1 марта нынешнего года «Поступаем по закону». В ней говорится: «Домофонное оборудование, размещенное в местах общего пользования многоквартирных домов, входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Его содержание, обслуживание и ремонт относятся к обязанности управляющей организации, в том числе и при отсутствии упоминания об этом в договоре управления многоквартирным домом… Тарифы за пользование домофонной связью утверждены собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании, и управляющая компания, выставляя их к оплате, не выходит за рамки утвержденного собственниками помещений тарифа».
Эта позиция спорная, затрагивает права, обязанности и интересы третьей стороны – ООО «Комфорт Сервис», которое занимается техническим обслуживанием домофонов в домах, находящихся в управлении ООО «УК Жилстройсервис» и ООО «Жилстройсервис». Директор ООО «Комфорт Сервис» Петр Блинков изложил свой взгляд на сложившуюся ситуацию.
Вынуждены судиться
ООО «Комфорт Сервис» – одна из первых компаний, которая начала работать на рынке оказания услуг по установке и техническому обслуживанию домофонного оборудования в Ульяновске, в том числе и в Заволжском районе.
С 2004 года на основании волеизъявления жителей многоквартирных домов, в соответствии с заключенными договорами и за счет собранных жильцами средств ООО «Комфорт Сервис» производило монтаж домофонного оборудования и в течение года после установки осуществляло бесплатно его гарантийное обслуживание.
По истечении года жители заключали индивидуальные договоры на техническое обслуживание домофона, которое включает в себя поддержание системы (домофона) в работоспособном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации. Производится за счет пользователя системы, то есть за счет жильцов. Они оплачивают услугу технического обслуживания, куда входят: внешний осмотр проводки, устранение мелких неисправностей, регулировка доводчиков, смазка петель и прочее. За счет собранных средств ООО «Комфорт Сервис» осуществляет замену оборудования, когда оно устаревает, когда происходит кража домофона, при вандализме и прочее. При этом с жителей дополнительно ООО «Комфорт Сервис» деньги не собирает. В других компаниях замена оборудования осуществляется за счет дополнительной платы, собираемой с жильцов.
Кроме того, ООО «Комфорт Сервис» оплачивает электроэнергию, потребленную домофонами в соответствии с договором, заключенным с ОАО «Ульяновскэнерго». На сегодняшний день стоимость услуг по техническому обслуживанию у ООО «Комфорт Сервис» – одна из самых низких по городу, составляет 20 рублей с квартиры. Последний раз она менялась два года назад. Сегодня на техническом обслуживании у фирмы находятся абоненты, проживающие во всех районах города Ульяновска.
С мая 2009 года, с момента передачи многоквартирных домов в управление ООО «УК Жилстройсервис», стала распространяться информация о том, что домофон, согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ, является общим имуществом дома и обслуживается управляющей компанией. ООО «УК Жилстройсервис» и ООО «Жилстройсервис» начали включать строку «ПЗУ» в счета на оплату услуг ЖКХ всем собственникам (нанимателям), проживающим в домах, находящихся в управлении этих компаний.
Этот вопрос был предметом рас-смотрения в арбитражном суде Ульяновской области в 2010 году. Суд подтвердил незаконность действий ООО «Жилстройсервис», включившего строку «ПЗУ» в платежную квитанцию на оплату коммунальных услуг собственникам жилого дома ,№ 24а на бульваре Пензенском. Как указал суд, домофон не является коммунальной услугой и в структуру оплаты, предусмотренной статьей 154 Жилищного кодекса РФ, не входит.
На сегодняшний день на сторону населения встала прокуратура Заволжского района Ульяновска, которая предъявила в суд иск о признании действий ООО «Жилстройсервис» незаконными.
23 марта 2012 года арбитражный суд Ульяновской области принял решение, где дал оценку протоколам общих собраний, на которые ссылается директор ООО «УК Жилстройсервис» Алексей Болотов.
Суд указал: «Вывод антимонопольного органа о том, что после проведения общих собраний ООО «УК Жилстройсервис» приобрело полномочия по осуществлению работ по техническому обслуживанию и ремонту ПЗУ, суд считает необоснованным… В материалах дела… отсутствуют решения о включении ПЗУ, систем домофонов в состав общего имущества многоквартирных жилых домов. Представители антимонопольного органа и ООО «УК Жилстройсервис» в судебных заседаниях не опровергли факт отсутствия таких решений собственников жилых помещений, но сослались на вышеуказанные протоколы общих собраний в форме заочного голосования, на которых приняты решения о включении в квитанцию по квартплате услуги ПЗУ с утверждением соответствующего тарифа.
Но решение собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома о включении в квитанцию по квартплате услуги ПЗУ с утверждением соответствующего тарифа не тождественно решению собственников этих же помещений о включении в состав общего имущества домофонного оборудования, размещенного в местах общего пользования. …С учетом изложенного суд считает несостоятельным… вывод антимонопольного органа о том, что с 01.01.2010 г. ООО «УК Жилстройсервис» получило от домовладельцев полномочия по осуществлению работ и техническому обслуживанию и ремонту ПЗУ…».
К сожалению, судебные тяжбы, которые вынуждено вести ООО «Комфорт Сервис», защищая интересы жителей, длятся с 2010 года.
«Будем отстаивать интересы наших клиентов»
В адрес ООО «Комфорт Сервис» ежедневно поступают заявления от жителей, проживающих в домах ООО «Жилстройсервис» и ООО «УК Жилстройсервис», в которых они указывают на то, что их дважды заставляют оплачивать одну и ту же услугу, при неоплате которой управляющая компания отключает домофон. Некоторые столкнулись с тем, что им не выдают справки для оформления субсидии, а в отделениях РИЦ с них берут плату за домофон без их согласия и направляют заключать договоры на обслуживание домофона с ООО «УК Жилстройсервис». Причем договоры, где ООО «УК Жилстройсервис» выступает не как управляющая компания, оказывающая коммунальные услуги, а уже как фирма, оказывающая услуги по техническому обслуживанию домофонов. То есть с гражданами заключаются те же договоры, которые с ними заключает ООО «Комфорт Сервис».
Причем тарифы за пользование домофонной связью утверждают общим собранием собственников.
«Вы можете представить, чтобы на общем собрании собственников дома утвердили тарифы на пользование интернетом, телефоном, кабельным телевидением или другие услуги, включили стоимость услуги в квитанцию на оплату, которую формирует управляющая компания, и потом взыскивали через отделения РИЦ? – комментирует Петр Блинков. – А это как раз то, что с 2009 года происходит в домах, находящихся в управлении ООО «Жилстройсервис» и ООО «УК Жилстройсервис».
По мнению руководства ООО «Комфорт Сервис», те органы, которые должны защищать интересы жителей, отстранились от этого или, напротив, защищают интересы управляющей компании.
Одним из них является комитет ЖКХ и экологии администрации города Ульяновска, который заключает договоры с ООО «УК Жилстройсервис» и включает домофон в состав общего имущества от имени нанимателей помещений. Но какое отношение комитет имеет к имуществу, которое ему не принадлежит? По закону только собственник имеет право распоряжаться своим имуществом.
В то же,время не все жильцы являются собственниками домофонного оборудования. Например, в доме договор на установку домофона заключили только три подъезда из пяти. И в этих трех подъездах только 70 процентов заплатили и заключили соответствующий договор с ООО «Комфорт Сервис». В таком случае, как могут все собственники дома голосовать за включение домофона в общее имущество дома, если 30 процентов выступали против его установки и деньги за монтаж оборудования не платили? Как они могут проголосовать за то, что им не принадлежит?
В ситуации, которая сложилась вокруг многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «Жилстройсервис» и ООО «УК Жилстройсервис»,. живут тысячи людей, которые с 2009 года остались один на один со своими проблемами. Люди жалуются во все инстанции, но получают отписки.
«Со своей стороны хочу сказать, что ООО «Комфорт Сервис» будет продолжать отстаивать интересы тех жителей, которые находятся у нас на обслуживании и которые не хотят уходить от нас, так как их устраивает наша работа, – сообщил Петр Блинков. – Мы это слышим от жильцов ежедневно. В то же время хотелось бы обратить внимание уполномоченных органов на ту ситуацию, которая сложилась в многоквартирных домах, находящихся в управлении данных управляющих компаний, и в чьи полномочия входит осуществление проверок их деятельности. Прошу главу города Марину Павловну Беспалову обратить внимание на данную ситуацию, так как она затрагивает интересы многих тысяч жителей, проживающих в 120 многоквартирных жилых домах, а также на позицию, занятую комитетом ЖКХ и экологии администрации города Ульяновска. Интересы своих абонентов мы отстоим. Но, кроме них, это затрагивает и интересы других жителей, права которых должны защищать органы власти».
Подготовила Евгения КАЛУГИНА
в газете на правах рекламы