Французский философ Ролан Барт сказал: «Ничто написанное не в силах сравниться по достоверности с фото». Мы часто не замечаем за сиюминутной суетой мелкие детали эпохи, а беспристрастный взгляд объектива выхватывает и сохраняет их.

Государственный архив Ульяновской области объявляет акцию по сбору фотоснимков. В честь музы истории Клио, чья статуя венчает памятник Карамзину, мы назвали акцию «Клио с фотоаппаратом». Естественно, предпочтение отдается дореволюционным снимкам и фотооткрыткам: видам старого Симбирска, сельских храмов, чинно сидящих в фотоателье прапрадедов с окладистыми бородами.

Это не значит, что архив отмахивается от советского периода. Кому-то посчастливилось «щелкнуть» историческое событие, кто-то в молодости сфотографировался с будущей знаменитостью, чей-то прадед успел заскочить в фотоателье перед уходом на одну из войн, которыми так богат был век минувший. Интересны фронтовые снимки, пейзажи Волги до ее превращения в водохранилище, фото больших строек, расцвета Парка Дружбы Народов, приезда в Ульяновск политиков, космонавтов, деятелей культуры и прочее-прочее. Может быть интересна и бытовая съемка, если она насыщена приметами времени. Даже выпускные фото школ, училищ, вузов порой имеют ценность – вдруг однокашником был впоследствии прославившийся человек. В общем, диапазон представляющих интерес снимков весьма велик.

Для примера несколько фото, хранящихся в архиве. Может, они не самые яркие, не блещут художественными изысками, не ведали чудес фотошопа, но в них – маленький осколок мозаики, из которой складывается наша память о прошлом.

Середина 1870-х годов.Вильно. Почтенный старик с орденом Святого Владимира 3-й степени на шее приобнял своих внуков-близнецов Катю и Андрея Снитко. При желании можно узнать в нем черты молодого красавца Павла Васильевича Кукольника, профессора и писателя, чей портрет кисти великого Брюллова украшает областной художественный музей. А девочка на снимке стала супругой генерала, литератора и коллекционера Александра Владимировича Жиркевича. Свое богатейшее собрание произведений искусства в 1922 году он передал Симбирскому музею.

1910-е годы.Последний дореволюционный владелец Языковской суконной фабрики Михаил Федорович Степанов был неравнодушен к искусству. Его супругой в 1905 году стала оперная певица Наталья Осиповна Шевченко, чей голос ценил сам Шаляпин. По просьбе молодой жены фабрикант создал из детей рабочих духовой оркестр. На снимке Степанов в центре, а справа от него – капельмейстер, приглашенный из Москвы профессор консерватории Михаил Евгеньевич Зельдин. Да-да, отец старейшего российского актера, народного артиста СССР Владимира Зельдина.

1919 год.1-му Симбирскому рабочему полку губ-исполком вручает знамя. Место действия – нынешняя площадь Ленина, на тот момент – площадь 1-го мая, бывшая Соборная. Позади виден Николаевский кафедральный собор. У знамени – длинноволосый человек в темном пальто – 25-летний председатель губкома РКП (б) Иосиф Варейкис. В 30-е годы он осмелился ставить под сомнение огульную волну репрессий и сам был расстрелян в 1938-м. С другого конца этой же шеренги, повернув лицо к знамени, стоит светло-усый глава губисполкома Михаил Гимов – «первый советский губернатор». Спустя три года после этих торжеств он умрет в Пятигорске от тифа. А на переднем плане – исполненный достоинства карапуз в фуражке. Никто не узнает в нем своего прадеда?

1947 год.Снимок сделан явно с балкона или крыши кинотеатра «Художественный». Знакомый перекресток улиц Ленина и Гончарова. На бульваре – молоденькие деревца, высаженные после войны. От проезжей части их ограждает недавно установленная чугунная ограда. Памятник Гончарову появился в угловом сквере только в мае 1965 года. А раньше в центре, среди клумб находился небольшой бассейн со скульптурой. Три гипсовых пионера «поселились» там в 1938 году, когда на месте снесенного Спасо-Вознесенского собора был устроен сквер.

Середина 1960-х годов. Небольшая деревянная островерхая избушка, фонарь над входом. На вывеске читаем: «Ульяновск центральный». Так скромно выглядел железнодорожный вокзал. Изначально это была станция «Киндяковка», на которую с тупиковой ветки Ульяновск-1 выводили составы для дальнейшего следования. В 1964 году станцию сделали главными железнодорожными воротами города. А 10 апреля 1970 года был введен в эксплуатацию нынешний вокзал, сменивший маленький станционный домик.

В 2012 году исполняется 40 лет со дня кончины Аркадия Александровича Пластова – великого русского художника – именно так в некрологе впервые назвали советского живописца. 15 мая 1972 года.В изголовье гроба отца стоит (слева) сын Николай. Головой к его плечу прижалась Екатерина Васильевна Шарымова – няня Катя, полноправный член семьи Пластовых. За ее спиной стоит друг и ученик Аркадия Александровича Виктор Васильевич Киселев. А статный бородатый мужчина – художник Гелий Михайлович Коржев. Старшее поколение может помнить его полотно «Поднимающий знамя» со школьной скамьи.

Вот лишь шесть совершенно разных фотографий из фондов госархива. У вас есть подобные или лучше? Вы готовы сдать их на вечное хранение? Дорогие для вас фотографии не будут лежать мертвым грузом. Их можно будет увидеть на выставках, опубликованными в различных изданиях, с ними можно будет ознакомиться в читальном зале архива.

Подготовил архивист Антон Шабалкин

По всем вопросам обращайтесь по контактным телефонам:

Директор архива Людмила Александровна Сомова – тел. 45-49-31

Зам. директора Галина Валентиновна Романова – тел. 45-49-26

Ведущий специалист Юлия Васильевна Долгова – тел. 44-36-23

И я – главный специалист Антон Юрьевич Шабалкин – тел. 45-49-32