Гадость едкая
    В центре города в районе ул.Бебеля,17 недалеко от перекрестка с ул.Гончарова в стволах взрослых лип и клёна просверлили отверстия, в которые подлили жидкость с едким неприятным запахом. Её же, а до этого бензин, залили в ямки, вырытые в земле под деревьями. Если побыть рядом с этими деревьями сейчас, вечером воскресенья, начинает сильно болеть голова и першит в горле. В субботу 21 апреля таким образом приговорили одно взрослое дерево, утром 22 апреля – еще два.
Днем 22 апреля жители Бебеля звонили по телефону 05, но там лишь ответили, что «наверняка, снос деревьев разрешён». Подлив отравы удалось зафиксировать только с помощью 114-го экипажа ППС и сержанта Котова Д.В., которые были вызваны около 17-00 и приехали. За что, как окажется позже, им нужно было сразу сказать огромное человеческое спасибо. Они единственные, кто отозвался. После 20-45 вечера в радиусе 1-3 метров от подлитых деревьев усилился резкий едкий запах, от которого находившимся рядом женщинам стало плохо. Так как запах усилился то ли из-за дождя, то ли из-за повторного подлива жидкости, меня по телефону попросили помочь как-то остановить это и «позвонить куда-нибудь еще». Речи о сохранности деревьев уже не шло.
По совету руководителя госэконадзора звоню в 21-34 в МЧС. Объясняю, что звоню от имени людей, которые не знают что делать, объясняю, где подлита жидкость, записывают мой номер, обещают перезвонить. Проходит 15 минут. Не звонят. Повторно звоню сама. Отказываются принимать заявку, так как я называю им не свою прописку, а место жительства заявителя, где подлита отрава и где едкий запах, куда надо приехать и даю ФИО и  телефон  жителя улицы Бебеля, а из своих координат называю лишь ФИО и телефон. Это, по словам МЧС, не позволяет им правильно заполнить бланк. Бросают трубку. Но, надо сказать спасибо, все же перезванивают жительнице улицы Бебеля и раздраженно выясняют, кто звонил, не ее ли это дочь. Узнав, что полицию днем вызывали, и грунт тоже пытались взять самостоятельно, раздраженно по телефону объясняют, что у них одна машина и что непонятно, чего тогда от них требуют, возможно, их отвлекают и хулиганят. Консенсуса с жительницей улицы Бебеля, не привыкшей к грубости по телефону, МЧС не нашли, и тут уже трубку бросила она. И видимо, никто никуда не поехал.  При всем моем огромном уважении к спасателям, ни одна из круглосуточных служб города не объяснила нам, КАК до утра понедельника сделать, чтобы отравы под деревья больше не подливали, людям не было сложно дышать рядом с этим участком, а остальные были предупреждены, что здесь утром в понедельник, к примеру, лучше не выгуливать собак.

            Больше способов остановить  дальнейшее воздействие неизвестной ядовито-вонючей жидкости на деревья, землю и воздух ни у меня, ни у жителей по улице Бебеля вечером в воскресенье не оказалось. Грунт, который взяли сегодня, взят «не официально», и все равно нужно ждать официального забора грунта завтра, когда авторы этого подвига могут легко сами его заменить. Все санэпидстанции, эконадзоры и администрации начнут работать только в понедельник утром. Утром, когда отрава еще сильнее проникнет в землю и деревья. Надеюсь, с ней не будут контактировать местные жители или животные. Надеюсь, эту землю заменят. С деревьями все хуже.
Информация по улице Бебеля в понедельник будет направлена в госэконадзор, прокуратуру, горэкосовет и областную экопалату. Так как отравление деревьев и почвы под ними длится уже вторые и третьи сутки, есть риск, что взрослые деревья, которые украшали улицу Бебеля на перекрёстке с Гончарова, в течение нескольких недель могут погибнуть. 

Если бы  в понедельник, как можно раньше, силами экопалаты, молодежных экологических организаций удалось организовать срочную промывку водой отверстий в стволах, после которой их можно было бы зацементировать и заменить грунт, возможно, как говорят специалисты, у деревьев будет шанс выжить. Но сейчас, пока помощи нет и не известно, что за жидкость, кроме бензина, вылита в почву, оценить эти шансы сложно. У нас на глазах эти любимые всеми, тенистые красавцы будут пытаться выжить или просто умирать в течение ближайших недель.

Так всё и делается

4 года назад жители
улицы Бебеля уже собирали подписи против строительства здесь парковки. В прошлом году несколько высоких лип на Бебеля уже были срублены в выходные  без разрешения, а чтобы скрыть это, свежие пни просто засыпали снегом. За это на организацию, которая строит здесь очередной комплекс, был наложен штраф 70 000 рублей.


Масштабы административной ответственности, которая существует за гибель и увечья зеленого фонда, ничтожны в сравнении с масштабами коммерческих интересов губителей. К примеру, за всё мародерство в сквере Гончарова административную ответственность понес лишь конечный исполнитель работ, сумма штрафа составила 5000 рублей.

         Именно провоцирование «неожиданной» болезни и быстрой, якобы самостоятельной гибели дерева и дальнейший, уже официальный снос такого «больного» дерева  – это привычный «выход», когда деревья мешают коммерсантам или иным застройщикам, а разрешения на их снос у мэрии добиться не удалось. Именно такие незаконные дела делаются вечерами, ночами и в выходные, когда меньше возможности отреагировать.
Получается, что для того, чтобы убрать в своих коммерческих интересах деревья, вполне допустимо просто разлить отраву, ставя под угрозу здоровье не только деревьев, но и людей и животных, живущих вокруг. Рассказывают, что именно так был уничтожен сквер на Среднем Венце.           

Можно днём и открыто

         Убрать здоровое неаварийное дерево или куст можно и официально.

         Достаточно неквалифицированно, слишком  сильно, обрезать ветви и ствол дерева и не замазать срезы, как сейчас делается повсеместно. Дерево будет обречено на медленную болезнь и поражение грибами. Затем его признают больным и снесут за муниципальные деньги. Ведь оно действительно станет «некрасивым». На его месте уложат еще брусчатки. Это положительно скажется на количестве заказов МУП «Центр озеленения и благоустройства» на снос деревьев  и заказов на брусчатку.

          Еще специалисты МУП «Центр озеленения и благоустройства» могут назвать деревья старше 20 лет, растущие в городе, старыми и аварийными. Ведь и за обрезку, и за снос деревьев и за посадку новых саженцев деньги получат они же. При этом на сайте самого МУП, продающего саженцы всем на коммерческой основе, сказано, что их липы живут до 300 лет, тополя от 70 лет. Даже если разделить это на 2 с учетом сложности городских условий, никак не получается 20 лет. Как-то умалчивается, что за первые 20 лет деревце только-только набирает свою базовую высоту и объем кроны.

          Еще можно пару лет не поливать в достаточной мере кустарник и ели в центре города напротив  окон главного «садовника» Комитета  по благоустройству (комитет- распорядитель  бюджетных средств на благоустройство и озеленение), чтобы на третий год официально теми же «специалистами» МУП и Комитета признать сирень сухой и мертвой и снести всё ещё зеленые, обновляющиеся несмотря на увечья, кусты. И снова заложить все брусчаткой и заказать в МУП кучу новых саженцев, но уже маломеров, которые могут не прижиться. Особенно если их сажать, но не поливать или наоборот, заливать. Тогда саженцы у МУП закажут снова. А погибшие удалят, заказав эти работы МУП. 

         А можно просто заявить от имени мэрии, что кустарник способствует росту криминала, опасен при пожаре в сквере, или, например, может вырасти до 7 метров, чем мотивировали снос кустов на проспектах Нового города.

Система работает            

–      На 22 апреля 2012 года срублены деревья, остававшиеся в верхней части К.Маркса напротив Версаля.
–      Не обработаны срезы у всех глубоко обрубленных деревьев напротив КДЦМ,у лип напротив ТЦ “Лидер”.  Не обработаны срезы после массовой глубокой обрезки деревьев маленького скверика напротив остановки «Автозапчасть» и у деревьев напротив здания УльГЭС на Минаева.
–      На месте срубленных лип по ул.Гончарова и ул.Ленина не сажаются новые, а просто закладывается брусчатка. Молодые саженцы, засохшие прошлым летом без полива на стороне сквера Гончарова по ул.Ленина также не заменили новыми, а просто закрыли место их посадки брусчаткой.
–     Вырублены ели и рябина на ул.Советской/Спасской, на их месте –памятник Суворову, большая пустая «плешка» из брусчатки и ни единого нового саженца. Вопреки рекомендациям руководителя комиссии Экопалаты по зеленым насаждениям, Масленникова А.В. и члена общественной палаты краеведа Петрова С.Б.
–      В новом городе у нового торгового центра на перекрестке пр.Тюленева и Авиастроителей молодые тополя в 2011 году снесены лишь потому, что за их стволами не так виден фасад торгового центра. Предлогом для официального сноса стало строительство парковки, хотя она есть с другой стороны здания.
–      За Свиягой у спортивного комплекса, несмотря на запрет Комитета ЖКХ и Экологии мэрии, силами  муниципального предприятия “Центр озеленения(!) и благоустройства” снесены деревья и получена оплата за эти работы по неразрешенному сносу.
–        Ничем хорошим не закончилась пока борьба сотен горожан против вырубки под парковку  парка на склоне Свияги за строящимся храмовым комплексом, тему основательно “пригасили” и положили на дно областные и городские чиновники, хотя до сих пор есть за что побороться.
–        Саженцы елей, высаженных в декабре с нарушением правил в промерзшую почву, до марта простояли замотанные в блестящий скотч и в дополнение к шоковой пересадке, сильно обожжены на солнце.
–         Вместо вырубленного кустарника на проспектах Нового города, где было обещано завезти новый грунт и высеять газон, там тихонько, как может, на солнцепеке, без тени от кустарника, растет травка, оставшаяся от прежней разделительной полосы.
–           Про сквер Гончарова, Новый Венец и сотни деревьев, вырубленных на склоне Венца и в парке Дружбы народов, можно даже не упоминать.

Количество действительно ЗЕЛЁНОГО фонда (он, господа руководители, оценивается по объёму листвы деревьев и кустарников, а не по количеству прутиков-саженцев) в городе продолжает стремительно сокращаться. Несмотря на то, что сокращение этого самого общего объема зелени в городе недопустимо.
Компенсационные посадки и так называемое «благоустройство» ведутся с постоянными нарушениями Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ (Приказ Госстроя РФ N 153 от 15 декабря 1999 г.) и  Правил благоустройства МО г.Ульяновск, что уже привело к многочисленным болезням деревьев, что видно невооруженным взглядом, если пройти по центру города. Здесь деревья и кустарник больше всего  мешают застройщикам и авторам тотальной укладки брусчатки.
Приживаемость саженцев-маломеров, крайне уязвимых в городских условиях, которые в рамках компенсационных посадок и акций “Посади свое дерево” высаживают вместо более адаптированных крупномеров, очень низкая. Маломеры  требуют сильного ухода и полива, чего муниципалитет не делает. От саженцев, прижившихся несмотря ни на что, еще более 10-15 лет мы объективно не сможем ждать того же объёма зелени и тени, которые давали уничтоженные кустарник и взрослые деревья.

            В задании Комитета дорожного хозяйства и благоустройства мэрии для МУП “Центр озеленения и благоустройства” в 2011 году из 100 млн рублей не было ни копейки отдельно по строке “Полив”. В 2012 году, по данным чиновников,  полив также не заложен в 120-миллионное задание по благоустройству.

             Тем временем власти широко пропагандируют среди не искушенных в законах граждан обязанность не только посадить деревце по доброй воле, но и ухаживать за ним и поливать его самостоятельно, то есть выполнять за свой счет функции муниципалитета и арендаторов земли. Граждане должны знать, что выживут эти саженцы, только если за ними ухаживать самим и не бросать их на произвол муниципальной судьбы.

Все это- чушь собачья   

            Непосредственно на отдельное требование более 700 ульяновцев прекратить вырубки деревьев по городу, направленные  27 июня 2011 года  тогдашнему мэру Пинкову, губернатору Морозову, тогдашнему главе гордумы Гвоздеву, главному инспектору по Ульяновской области Лазареву, тогдашнему главе Комитета по благоустройству Иваненко вместе с требованием защитить сквер Гончарова, НЕ ПОЛУЧЕНО НИ ОДНОГО ОТВЕТА.
Тогдашний мэр под запись обещал 2 июля у бывшего еще зеленым сквера Гончарова впредь соблюдать всем муниципалитетом Правила благоустройства. От природоохранного Прокурора Ульяновской области Бесараба, которому тоже были перенаправлены данные требования, ответа по вырубкам и мер по предотвращению вырубки деревьев по городу также не получено. По закону “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” №59-ФЗ от 2.05.06, вышеперечисленные чиновники должны были ответить в июле 2011 года и отреагировать на проблему. Вот такую реакцию осветил «СК» : 8 ноября 2011 года “на одном из совещаний представители ульяновской власти раскритиковали то, как ульяновские СМИ освещают тему городских зеленых насаждений, их варварскую вырубку, собственно говоря. Выступления СМИ были названы чушью собачьей.”

Конечно, проще и дешевле писать отписки или нарушать закон «Об обращениях граждан» и  такой нестрашный по суммам взысканий КоАПП Ульяновской области, чем противостоять системе, которая зарабатывает миллионы и миллиарды на брусчатке и бордюрах. На строительстве торговых центров, гипермаркетов, автосалонов, на сносе деревьев и обрезке деревьев, массовой высадке нежизнеспособных саженцев и их гибели. Тем более, что даже представители РПЦ – за снос деревьев под храмовые автопарковки и  лояльны  правящей партии этой системы.

            Почему-то складывается стойкое ощущение, что горожане жалуются на эту систему ей же самой. А она продолжает работать в том же направлении, отмахиваясь и смеясь над беспомощностью и глупым положением общественности.

p.s.  Жители улицы Бебеля будут пытаться бороться за оставшиеся деревья.

Мы будем пытаться реанимировать отравленные липы и клен, или, если не удастся, наблюдать за их смертью.

А власть? Видимо, так и будет лишать город остатков его главного и единственного настоящего украшения, признанного даже приезжими – густой здоровой взрослой зелени.

А нам будут рапортовать о массовых посадках саженцев и на своих совещаниях будут называть наши выступления  «чушью собачьей».

Наталия Лазарева