МИД РФ призывает прекратить спекулировать на теме транзита грузов Международных сил содействия безопасности /МССБ/ через Ульяновск. Об этом заявили сегодня в министерстве, комментируя публикации на данную тематику в изданиях “Собеседник” и “Аргументы недели”.

“Вызывают сожаление попытки вновь и вновь искусственно политизировать тему транзита, вводя в заблуждение людей, искренне заботящихся об интересах России, – сказали в российском внешнеполитическом ведомстве. – В связи с публикациями в изданиях “Собеседник” и “Аргументы недели” хотели бы в очередной раз прояснить некоторые ключевые моменты. Надеемся, что данная информация послужит правильному пониманию существа данного вопроса и положит конец спекуляциям на эту тему”.

“Суть вопроса, хотелось бы еще раз подчеркнуть, – в технической необходимости ввести в российскую нормативно-правовую базу дополнительное понятие “комбинированного транзита”, наряду с “автомобильным, воздушным и железнодорожным”, – напомнили в МИД РФ. – Проект соответствующего постановления находится на рассмотрении правительства Российской Федерации”. “Никакой базы или какого-либо иного объекта НАТО ни в Ульяновске, ни на остальной территории России нет и не может быть, – подчеркнули в министерстве. – Речь об этом вообще никогда не шла. Равно как и не существует у России никаких международных договоренностей на этот счет”.

“Грузы МССБ идут и будут идти в обычном коммерческом режиме. Создавать там какие-либо “базы” или “перевалочные пункты”, тем более натовские, незачем, – констатировали на Смоленской площади. – Задействовать планируется исключительно российские гражданские объекты аэропорта и подъездных железнодорожных путей, сертифицированные для международных грузовых перевозок”. “Перевозки невоенных грузов МССБ носят коммерческий характер – доставка осуществляется транспортными компаниями на основе соответствующих контрактов”, – напомнили в МИД РФ.

“Транспортировка грузов будет осуществляться исключительно российскими перевозчиками. Никакого иностранного персонала, никакой иностранной инфраструктуры не будет, – заверили в дипведомстве. – Перегрузка и все другие операции будут производиться под строгим контролем таможенных органов России, в том числе с целью недопущения использования данного маршрута для целей наркотрафика”.

Еще с 2003 года Россия в числе других государств оказывает активную поддержку МССБ, в состав которых, помимо стран НАТО, входят еще 22 государства. Данная помощь предоставляется в соответствии с резолюцией 1386 Совета Безопасности ООН, призывающей страны-члены ООН оказывать МССБ “такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая предоставление разрешений на пролет самолетов и транзит”. В контексте выполнения резолюции 1386 СБ ООН в качестве временной меры на период ее действия с рядом стран-участниц МССБ заключены двусторонние межправительственные соглашения об упрощенном порядке воздушного транзита вооружений, военного имущества и персонала для нужд их контингентов в МССБ. В частности, соглашения с Германией, Францией, Испанией и США были ратифицированы российским парламентом и уже несколько лет успешно действуют. Аналогичные соглашения с Италией и Швецией, к слову, не являющейся членом НАТО, ожидают ратификации.

Кроме этого, в 2008 году /на основании постановления правительства России от 28 марта 2008 года N219/ были достигнуты договоренности о применении упрощенного порядка оформления транзитных разрешений для перевозки железнодорожным транспортом исключительно невоенных грузов МССБ в Афганистан.

В 2010 году /на основании постановления правительства РФ от 17 ноября 2010 года N926/ данный упрощенный порядок железнодорожного транзита был распространен на транзит в обратном направлении – из Афганистана.

В рамках оптимизации схем транзита невоенных грузов МССБ через нашу территорию рассматривается возможность их транспортировки комбинированным способом, то есть с задействованием в рамках одного и того же маршрута различных видов транспорта – наземного и воздушного.

После тщательной межведомственной проработки российская сторона пришла к выводу, что оптимальный вариант – задействование имеющейся инфраструктуры аэропорта Восточный в Ульяновске и расположенных неподалеку железнодорожных путей, используемых для международных транзитных перевозок. Учитывались перспективы общего развития транспортной инфраструктуры региона, в том числе и после завершения операции МССБ в Афганистане в 2014 году, как коммерческого транзитного маршрута Центральная Азия – Западная Европа.