Недавно российскую общественность всколыхнула новость, будто в Ульяновской области вскоре будет построена база НАТО. КПРФ и родственные общественные объединения провели многочисленные митинги, несколько активистов даже объявили голодовку. Но вскоре Минобороны и МИД опровергли информацию о строительстве базы. Речь идет о транзите грузов, причем, по утверждению Дмитрия Рогозина, невоенных, вроде салфеток, туалетной бумаги и обмундирования. Но даже поверхностное изучение вопроса показывает, что шум вокруг «базы в Ульяновске» – выстрел в пустоту. На деле Россия и НАТО сотрудничают давно, и не только в области салфеток и обмундирования.

История о российском транзите грузов НАТО в Афганистан началась в самом начале двухтысячных, когда наша страна подписала резолюцию Совета Безопасности ООН по Афганистану № 1386 (2001). Этот документ призывал соседние с Афганистаном государства и другие государства мирового сообщества «предоставить Международным силам содействия безопасности (МССБ) такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая предоставление разрешений на пролет самолетов и транзит». Как отмечал, комментируя ситуацию с «базой НАТО в Ульяновске», председатель думского комитета по обороне Владимир Комоедов, «отказ от выполнения данных международных обязательств, взятых Россией на основе резолюции Совета Безопасности ООН, подорвал бы репутацию России как надежного партнера в сфере безопасности».

Именно эти обязательства также подчеркиваются и в заключениях Комитета Госдумы по обороне к межправительственным соглашениям о транзите военных грузов. В качестве примера можно привести заключение к соглашению с США, где говорится, что оно «соответствует обязательствам Российской Федерации о межгосударственном взаимодействии в области борьбы с терроризмом и связано с необходимостью обеспечения Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан, созданных в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от октября 2001 года».

По словам В. Комоедова, «в настоящее время содействие в обеспечении транзита через российскую территорию для нужд контингентов Международных миротворческих сил безопасности осуществляется в рамках межправительственных соглашений с Германией, Францией, Италией, США, Испанией и Швецией о воздушном транзите военного персонала и имущества». Кроме того, «в рамках договоренностей на саммите Совета России – НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года о железнодорожном транзите в Афганистан через российскую территорию грузов невоенного характера для нужд контингентов МССБ в соответствии с постановлениями правительства России от марта 2008 года», –уточнил он.

Есть и другие договоренности, касающиеся транзита через Россию. «В ноябре 2010 года на саммите совета Россия – НАТО в Лиссабоне были оформлены договоренности о распространении упрощенного порядка на железнодорожный транзит в обратном направлении – из Афганистана», – сообщил В. Комоедов. Он также подчеркнул, что этому не помешал даже разразившийся в 2008 году экономический кризис, ведь именно тогда произошла пятидневная война с Грузией, за которой последовало признание независимости Южной Осетии. Это сильно повлияло на отношения с Североатлантическим блоком. Но договоренности о транзите остались вне конфликта. Свою оценку происходящему дал и министр иностранных дел Сергей Лавров. Он считает, что «этот проект отвечает задаче активной борьбы с теми угрозами, которые уже есть в Афганистане». В ноябре минувшего года глава МИД РФ Сергей Лавров сообщал, что РФ и НАТО договорились о порядке облегченного транзита в Афганистан бронемашин с противоминной защитой.

Стандартные межправительственные соглашения, опирающиеся на резолюцию ООН, предусматривают освобождение военно-транспортных и других воздушных судов, выполняющих транзитные полеты в соответствии с Соглашением, от аэронавигационных сборов. Кроме того, транзит вооружения, военной техники, военного имущества и натовского персонала через государственную границу Российской Федерации осуществляется без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов. Все это засчитывается как вклад Российской Федерации в международные усилия по стабилизации ситуации в Афганистане. Поэтому утверждения о коммерческой подоплеке афганского транзита противоречат действительности.

Тем не менее МССБ будут нести расходы. Речь идет о сборах аэропортов, плате за топливо, наземное обслуживание. При этом соглашение с одними только Соединенными Штатами позволяет совершать 4500 полетов в год в одну сторону.

Все это говорит о том, что «базы НАТО» в Ульяновске не будет. Речь идет о том, что на местном аэродроме персонал и грузы для контингента международных сил безопасности будут совершать пересадку с одного вида транспорта на другой. При этом никто не протестует против транзита действительно военных грузов и персонала, который осуществляется в течение предыдущих десяти лет, а в последние четыре года стал особенно интенсивным.

Комитет Госдумы по обороне считает, что ратификация соглашений «способствует развитию сотрудничества, укреплению партнерских связей, повышению международного авторитета нашей страны и в силу этого в полной мере отвечает интересам России». Власти Ульяновска также не против транзита. Дипломаты и военные напоминают о международных обязательствах России. Что касается общественности, то ей следует успокоиться и задуматься. Ведь транзит грузов НАТО через Ульяновск – наилучшая альтернатива физическому участию России в урегулировании афганских проблем.

Анастасия Казимирко-Кириллова