Недавно российскую общественность всколыхнула новость, будто в Ульяновской области вскоре будет построена база НАТО. КПРФ и родственные общественные объединения провели многочисленные митинги, несколько активистов даже объявили голодовку. Но вскоре Минобороны и МИД опровергли информацию о строительстве базы. Речь идет о транзите грузов, причем, по утверждению Дмитрия Рогозина, невоенных, вроде салфеток, туалетной бумаги и обмундирования. Но даже поверхностное изучение вопроса показывает, что шум вокруг «базы в Ульяновске» – выстрел в пустоту. На деле Россия и НАТО сотрудничают давно, и не только в области салфеток и обмундирования.
История о российском транзите грузов НАТО в Афганистан началась в самом начале двухтысячных, когда наша страна подписала резолюцию Совета Безопасности ООН по Афганистану № 1386 (2001). Этот документ призывал соседние с Афганистаном государства и другие государства мирового сообщества «предоставить Международным силам содействия безопасности (МССБ) такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая предоставление разрешений на пролет самолетов и транзит». Как отмечал, комментируя ситуацию с «базой НАТО в Ульяновске», председатель думского комитета по обороне Владимир Комоедов, «отказ от выполнения данных международных обязательств, взятых Россией на основе резолюции Совета Безопасности ООН, подорвал бы репутацию России как надежного партнера в сфере безопасности».
Именно эти обязательства также подчеркиваются и в заключениях Комитета Госдумы по обороне к межправительственным соглашениям о транзите военных грузов. В качестве примера можно привести заключение к соглашению с США, где говорится, что оно «соответствует обязательствам Российской Федерации о межгосударственном взаимодействии в области борьбы с терроризмом и связано с необходимостью обеспечения Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан, созданных в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от октября 2001 года».
По словам В. Комоедова, «в настоящее время содействие в обеспечении транзита через российскую территорию для нужд контингентов Международных миротворческих сил безопасности осуществляется в рамках межправительственных соглашений с Германией, Францией, Италией, США, Испанией и Швецией о воздушном транзите военного персонала и имущества». Кроме того, «в рамках договоренностей на саммите Совета России – НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года о железнодорожном транзите в Афганистан через российскую территорию грузов невоенного характера для нужд контингентов МССБ в соответствии с постановлениями правительства России от марта 2008 года», –уточнил он.
Есть и другие договоренности, касающиеся транзита через Россию. «В ноябре 2010 года на саммите совета Россия – НАТО в Лиссабоне были оформлены договоренности о распространении упрощенного порядка на железнодорожный транзит в обратном направлении – из Афганистана», – сообщил В. Комоедов. Он также подчеркнул, что этому не помешал даже разразившийся в 2008 году экономический кризис, ведь именно тогда произошла пятидневная война с Грузией, за которой последовало признание независимости Южной Осетии. Это сильно повлияло на отношения с Североатлантическим блоком. Но договоренности о транзите остались вне конфликта. Свою оценку происходящему дал и министр иностранных дел Сергей Лавров. Он считает, что «этот проект отвечает задаче активной борьбы с теми угрозами, которые уже есть в Афганистане». В ноябре минувшего года глава МИД РФ Сергей Лавров сообщал, что РФ и НАТО договорились о порядке облегченного транзита в Афганистан бронемашин с противоминной защитой.
Стандартные межправительственные соглашения, опирающиеся на резолюцию ООН, предусматривают освобождение военно-транспортных и других воздушных судов, выполняющих транзитные полеты в соответствии с Соглашением, от аэронавигационных сборов. Кроме того, транзит вооружения, военной техники, военного имущества и натовского персонала через государственную границу Российской Федерации осуществляется без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов. Все это засчитывается как вклад Российской Федерации в международные усилия по стабилизации ситуации в Афганистане. Поэтому утверждения о коммерческой подоплеке афганского транзита противоречат действительности.
Тем не менее МССБ будут нести расходы. Речь идет о сборах аэропортов, плате за топливо, наземное обслуживание. При этом соглашение с одними только Соединенными Штатами позволяет совершать 4500 полетов в год в одну сторону.
Все это говорит о том, что «базы НАТО» в Ульяновске не будет. Речь идет о том, что на местном аэродроме персонал и грузы для контингента международных сил безопасности будут совершать пересадку с одного вида транспорта на другой. При этом никто не протестует против транзита действительно военных грузов и персонала, который осуществляется в течение предыдущих десяти лет, а в последние четыре года стал особенно интенсивным.
Комитет Госдумы по обороне считает, что ратификация соглашений «способствует развитию сотрудничества, укреплению партнерских связей, повышению международного авторитета нашей страны и в силу этого в полной мере отвечает интересам России». Власти Ульяновска также не против транзита. Дипломаты и военные напоминают о международных обязательствах России. Что касается общественности, то ей следует успокоиться и задуматься. Ведь транзит грузов НАТО через Ульяновск – наилучшая альтернатива физическому участию России в урегулировании афганских проблем.
Анастасия Казимирко-Кириллова
Аншка-картошка
Статья лишена логики напрочь.
1 – Утверждения Рогозина о перевозке невоенных грузов, это был только первый шаг в продавливании решения, вешание на уши лапши, для чего Рогозина собственно и вернули на задолго до на данный пост. Информация о невоенных грузах через площадку в Ульяновске УСТАРЕЛА. Министр Лавров в гос думе уже заявил, что будут возить и военные грузы и контингент войск НАТО.
2 – то что на поверку России и НАТО сотрудничают давно, на самом деле называется – личная инициатива мистера Путина по сближению с ВОЕННЫМ БЛОКОМ других государств и это еще не ФАКТ что России и её народу такое сотрудничество вообще нужно – ни мистер Путин, ни правительство РФ, ни гос-дума не спрашивали мнение народов своей страны, не проводили референдумов по вопросам внешней политика с иностранными военными блоками. Это раз.
Два, это то, что сотрудничество и прогиб – вещи разные. Если кто-то в России считает, что не нужно разбираться в вопросе, а достаточно сказать “фии да мы давно с НАТО дружим, пусть делают что хотят”, этот человек предатель по закону РФ, так как является пособником развала страны и её суверенитета.
3 – никто не протестует? Вы в какой стране живете? Коммунисты хоть и воинственны в риторике, преследуют интересы именно России, а не НАТО и регулярно проводят пикеты и митинги повсеместно только дурь, лень и шаблонность не позволяет Вам увидеть их протест. Народ уже устал, забился в угол, властям насрать на всех, а СМИ вроде вашего лижет Морозову и прочим чинушам.
4 – “Комитет Госдумы по обороне считает”, спасибо, насмешили. У нас в стране министра обороны с академическим военным образованием нет уже 20 лет. Филолог и “мебельщик” в министрах обороны, внедорожники для военных уже закупаем у Италии “пробными партиями”, свои машины забыты, парад 9 мая – нам покажут аж целый Т-90, которых в нашей армии 10 штук, а уже нужно конструировать новый, более современный танк, если сравнивать нас с другими странами и нуждами в случаи локальных конфликтов, как показала нам совсем недавно Чечня, Грузия.
5 – Сюжет корреспондента Мамонтова, показанный по центральным каналам о базе НАТО в Манасе, демонстрирует сценарий развертывания базы на территории другого гос-ва. Та база тоже – логистический центр. Посмотрите, господа.
6 – Все конечно, не так плохо и страшно, как верно подметил какой-то иностранный эксперт – все зависит от позиции руководства РФ, если они поведут себя как руководство Киргизии и Германии, то сценарий развертывания БАЗЫ НАТО будет именно захватническим, угрожающим суверенитету страны. В связи с этим я бы хотел обратить ваше внимание, граждане России – вы доверяете нашей сегодняшней власти? Местной и федеральной? Сергею Морозову и Путину? СМИ ну хоть немного владеть должно информацией… И даже если вы упали с Луны, достаточно выйти на улицы, посмотреть на свой город, на полицию, на чиновников и их отношение к людям, на бюджетников и их зарплаты и все станет ясно. Доверять такой власти в вопросах внешней политики – невозможно по определению.
7 – возьмем сухие факты. Аэропорт в Ульяновске. Логистическая площадка НАТО. Перевозка военных грузов и иностранного контингента силами авиакомпаний России… Вы вообще понимаете о чем речь? Одна простая фраза – ресурс. НАТО безо всякой военщины, одной экономикой и опытом выдавит к чертовой бабушки всех наших авиа-перевозчиков и заменит на своих под любым предлогом, тем более что они уже очевидны, как например невозможность для наших компаний поддерживать должный уровень транспортировки ни по количеству рейсов\самолетов, ни по другим параметрам. А когда придут янки, забашляют кому нужно, пусть даже ЗАКОННО – ресурс у них все равно больше, как ни крути, они выдавят Россию с территории аэропорта как два пальца о взлетную полосу. И что тогда? Инфраструктура будет работать на них. Им никакая армия не понадобится, чтобы ваши рты забить макдональдсами и “вы будете довольны, вам понравится бандерлоги”.
“Поначалу их самолеты над нами стали летать, а своих у нас почему-то не стало…” (с)