Ее самому северному звену Свияжск – Цильна исполняется 70 лет.

Летом 1942 года фашисты, развивая наступление на Сталинград, перерезали все ведущие к городу железные дороги по правобережью Волги. Однако, предвидя такой ход событий, советское командование еще в январе инициировало решение о строительстве рокадных железнодорожных линий от станции Иловля близ Сталинграда до Саратова и от Свияжска до Ульяновска.

Они, связанные уже находившейся в эксплуатации веткой Саратов – Сызрань – Ульяновск, и должны были обеспечить доставку войск, техники и боеприпасов к местам предполагавшихся сражений. Как говорят военные историки, эта линия протяженностью почти тысячу километров, названная потом Волжской рокадой, во многом и предопределила успех советских войск в Сталинградской битве.

Государственный комитет обороны постановлением от 15 февраля 1942 года поручил НКВД производство изысканий на подготовку проекта и строительство участка Свияжск – Ульяновск. Приказом наркома Лаврентия Берии была организована Свияжская экспедиция БАМпроекта ГУЛЖДС. Новую дорогу должно было строить управление Волжлага НКВД СССР. Правительством ставилась задача открыть движение не позднее декабря 1942-го. Это значило, что дорогу длиной
201,4 километра необходимо было построить всего за десять месяцев.

Изыскательские, проектные и строительные работы шли почти одновременно при полной их согласованности и строжайшем соблюдении графика. Все основные строительные работы по рабочим проектам были закончены в первой половине сентября, а по получении рельсов, доставленных с разобранных участков Байкало-Амурской магистрали, 27 сентября было открыто сквозное движение.

Сохранились воспоминания участника тех событий, жителя села Телешовка Цильнинского района, а впоследствии старшего осмотрщика вагонов эксплуатационного депо Круглое Поле Александра Моторина:

«Люди работали по 14 часов в сутки. Строительной техники практически не было – только лопаты, кирки, тачки да носилки. Не хватало продуктов питания, медикаментов, рабочей одежды. Жили в палатках и наспех сколоченных бараках. Местами рельсы укладывали на кое-как подготовленный грунт. Шпалы переправляли на плотах по реке Свияге от станции Ульяновск-Центральный до станции Цильна. Участвовали в строительстве и военнопленные немцы».

Подготовительная работа военкоматов (оповещение, медицинское освидетельствование и зачисление в колонны) началась с 10 марта. После 15 марта рабочие отряды уже отправлялись к месту назначения. Уклонявшиеся от мобилизации подвергались аресту и заключению в исправительно-трудовые лагеря. Решение об освобождении от мобилизации принимали только начальник местного управления НКВД совместно с военкомом строго в индивидуальном порядке и только в случае крайней необходимости. В итоге в трудовую армию были мобилизованы этнические немцы из Куйбышевской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Чкаловской и Ярославской областей, Марийской, Мордовской, Татарской и Чувашской автономных республик и колхозники из числа местного населения. Отбывающих трудовую повинность сельских жителей расселяли отдельно от мобилизованных немцев.

В строительстве железной дороги Свияжск – Ульяновск участвовало 31556 человек. На «вооружении» их было 17 экскаваторов, 392 автомашины ЗИС-5, 20 тракторов и 1082 лошади. К стройке были прикреплены 18 паровозов. На линии было оборудовано 14 временных электростанций, в Кильдуразах построено оборотное локомотивное депо. За время строительства на 354159 шпал было уложено свыше 19 тысяч тонн рельсов. В первое время после открытия движения по линии ходило 12 пар поездов с участковой скоростью от 24 до 34 километров в час. Водили их машинисты из локомотивных депо Юдино и Канаш. Для того чтобы развести на однопутке поезда, использовались станции Кубня, Кильдуразы, Буа, Цильна и разъезды.

Для обслуживания пути 17 ноября 1942 года была организована Буинская дистанция пути, существовавшая до недавнего времени. Днем позднее на заседании Буинского городского совета принято решение о размещении служб Казанской железной дороги в городе. В этом документе, в частности, говорилось: «Учитывая необходимость размещения отделения связи железной дороги в условиях конкретных требований технических правил в непосредственной близости с отделением движения, предоставить отделению связи дом № 55 по улице Либкнехта, занимаемый 4-м отделением Волжлага. Предложить 4-му отделению Волжлага освободить дом № 55 по улице Либкнехта до 20 ноября».

«Непосредственных участников строительства Волжской рокады сегодня найти практически невозможно, – писал в своей статье корреспондент «Куйбышевского железнодорожника» А. Савенков. – Но несколько лет назад мне удалось побеседовать с Софьей Васильевной Курушиной, работавшей в годы войны приемосдатчицей на станции Цильна. Вот что она рассказала:

«Станция Цильна представляла собой деревянную будку с товарной конторой. А все железнодорожные мосты строили из дерева. Под весом поезда конструкции их сильно просаживались, и локомотивные бригады, проезжая через них, каждый раз молились, чтобы не рухнуть вниз. Скорость движения паровозов достигала максимум 40 километров в час.

Я работала на станции с момента ее возникновения. Сначала на складе топлива грузила дрова, потом в отделе движения – товарным весовщиком. Ездила в постоянные командировки на лесоразработки, пилила дрова. В каком-то вагончике на линии принимали багаж, предназначенный для солдат. Меня хотели оставить работать в этом вагончике постоянно, но я не могла расстаться даже на короткое время с родителями-инвалидами, за которыми нужен был постоянный присмотр, и решила уволиться. Тогда начальник станции – старший лейтенант – отвел меня к прокурору. Три дня я провела на гауптвахте. Грозились отправить меня в штрафбат, поэтому пришлось вернуться на работу. А было мне в ту пору 16 лет».

Но разве только страхом перед репрессиями можно объяснить то, что железная дорога была построена? И построена раньше предполагаемых сроков. Так, в поле зрения историков попал список мобилизованных немцев из числа жителей Поволжья, представленных к правительственным наградам. Вот некоторые выдержки из него:

«Шнор Яков Яковлевич, 1899 года рождения. Беспартийный. Образование низшее. Систематически выполняет план выработки на 200 – 250%. Дисциплинирован. В быту ведет себя хорошо.

Шмидт Яков Леонтьевич, 1916 года рождения. Беспартийный. Образование низшее. Кузнец. Норму выработки выполняет на 300%. Инициативный, добросовестный работник. Пользуется авторитетом среди рабочих. Принимает активное участие в общественной жизни колонны».

С помощью запущенной осенью Волжской рокады из Сталинграда, к которому уже приближались гитлеровцы, удалось вывести около 600 паровозов, более 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными, беженцами. Одновременно по ней перебрасывались воинские резервы на левый фланг наступления врага, которые смогли остановить его, а затем и перейти в контрнаступление.

По признанию Георгия Константиновича Жукова, «сооружение Волжской рокады обеспечило всю Сталинградскую операцию, знаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны».
Николай Кожин