В Ульяновской области разрабатывается «Стандарт транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области». Документ подробно описывает то, как в идеале должны оказываться эти услуги, а также процедуру рассмотрения жалоб пассажиров. Кроме того, ульяновцев призывают бороться с нарушителями стандарта и с помощью камер, посредством которых можно запечатлеть спорную или конфликтную ситуацию, произошедшую, к примеру, в маршрутке. Видео можно присылать в региональное министерство промышленности и транспорта, где обещают принять меры уже на другом уровне.

На данный момент министерством разработан проект постановления «Об утверждении Стандарта транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области». Стандарт устанавливает требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области

В документе оговариваются условия предоставления права оказания услуг по перевозке пассажиров автотранспортом, а также требования, предъявляемые непосредственно к перевозчикам. Среди них, кстати, и необходимость соблюдать требования к режиму работы и запрет на приостановку или ограничение перевозки пассажиров, кроме случаев, связанных с реальной угрозой их жизни и здоровью, например, из-за явлений стихийного характера, дорожных условий, аварий. Кроме того, указывается, что перевозчики должны выдавать билет пассажирам, которые оплатили проезд непосредственно в салоне транспортного средства.

В стандарте говорится не только о техническом состоянии машин, но и об их внешнем виде. Так, госномера должны быть чистыми, аварийные люки, двери, окна, освещение – исправными, поручни и кресла для сидения – устойчиво прикреплены к полу. При этом салон должен быть чистым, в нем не должны находиться посторонние предметы. В стандарте особо указывается на то, что в салоне должны отсутствовать течи с потолка и уплотнителей окон.

Разработчики не забыли про еще один наболевший момент: требования к персоналу, обслуживающему пассажиров. В стандарте говорится о квалификации, стаже работы водителей, режиме труда и отдыха, ежедневных предрейсовых и послерейсовых медосмотрах. Среди обязанностей водителя: соблюдение норм вместимости машины, установленного расписания движения, содержание в технически исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии. Кстати, в стандарте подчеркивается, что водителям и кондукторам курить в салоне транспортного средства запрещается. А вот про разговоры водителей по телефону во время движения в стандарте не говорится ничего.

В стандарте перечисляются многочисленные требования к условиям перевозки: от привычных и, в принципе, соблюдаемых нашими водителями, до нередко нарушаемых. Например, необходимость освещения салона при перевозке пассажиров в темное время суток, поддержание сидячих мест и поручней в чистоте. Кроме того, в стандарте оговаривается, что перед началом каждого рабочего дня салон транспортного средства и его кузов должны быть вымыты.

Также стандарт напоминает, казалось бы, очевидные вещи. Что водитель обязан соблюдать скоростной режим, не допускать резких торможений, за исключением случаев возникновения чрезвычайных ситуаций. При отсутствии объективных причин он должен неукоснительно соблюдать маршрут. Кроме того, водители должны проявлять максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность и терпение по отношению к пассажирам.

Наконец, в стандарте оговариваются права и обязанности перевозчиков, водителей и пассажиров. В частности, указывается, что обращения и жалобы пассажиров рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Можно пожаловаться и на нарушение требований данного стандарта – как непосредственно перевозчику, так и в вышестоящие инстанции. При этом жалобы и заявления должны быть рассмотрены в течение 30 дней, а заявитель – получить ответ о принятых мерах в письменной форме. При подтверждении факта некачественного предоставления услуги к руководству перевозчика, согласно стандарту, должны применяться меры дисциплинарного, административного или иного воздействия в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Полный текст проекта постановления можно прочитать здесь.

Как нам сообщил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства министерства промышленности и транспорта Ульяновской области Игорь Бычков, жители региона могут активно включиться в работу по повышению качества предоставления транспортных услуг. Для этого необходимо снять конфликтную ситуацию в общественном транспорте, и прислать видео на адрес komitet73dor@mail.ru (для городских маршрутов) или 624666@mail.ru (для пригородных маршрутов). Телефоны – 27-07-46, 27-07-45. Главное – оставить свои координаты, указать дату, время, номер маршрута и автобуса/маршрутки. С перевозчиком обещают провести беседу, а наиболее показательные случаи – показать по ТВ. Как считают в министерстве, это должно подстегнуть водителей и перевозчиков улучшить качество услуг.

Кстати

5 мая в Ульяновске на остановке около УЛЬГЭС прошел очередной рейд регионального министерства промышленности и транспорта и ГИБДД по проверке качества оказания транспортных услуг. Среди выявленных нарушений, к примеру, отсутствие в салоне маршрутки телефонов контролирующих организаций. Кстати, на вопрос, почему соответствующего объявления нет, водитель данной маршрутки отметил, что работает всего месяц, а, кроме того, если кому-то из пассажиров эти телефоны понадобятся, он их обязательно им сообщит.

Юлия Узрютова