Наша страна в прошлом столетии пережила две глобальных войны и не раз принимала участие в конфликтах меньших масштабов. О некоторых из них мы знаем достаточно много; информация о других носила гораздо более закрытый характер (например, о советско-финской войне и вмешательстве СССР в арабо-израильский конфликт).
Мы расскажем об ульяновце, которому в 1967 году довелось участвовать в вооруженном противостоянии Египта и Израиля. Советский Союз тогда всячески покровительствовал «стране пирамид» и после начала боевых действий отправил к берегам Египта целую эскадру. На одном из этих кораблей -эсминце «Совершенный» – проходил срочную службу и герой нашей заметки.

Шутки на «Кирове»
– Я родился в Сибири, а в армию меня призвали уже из Ленинграда: отец был военный, и пришлось в детстве исколесить полстраны – переезжали из одного «военного городка» в другой. После трудной учебки в Кронштадте (старшина попался с очень тяжелым характером) я попал на знаменитый крейсер «Киров». Но пробыл там недолго
– всего полгода, – так начал свой рассказ Валерий Викторович Карпов. Кстати, сейчас он уже с полным правом считает Ульяновск родным городом, поскольку прожил здесь большую часть своей жизни.
Наш собеседник вспомнил несколько забавных случаев, связанных с краткой службой на «Кирове». К примеру, когда его – тогда еще новичка – назначили дневальным по кубрику, кто-то из местных «юмористов» поспешил этим воспользоваться.
– Мне звонят по телефону в кубрик и говорят: «Сейчас придут из медчасти, собери и подготовь все зубные щетки к осмотру!». Я, не раздумывая, собрал с полок все щетки своих сослуживцев в кучу, а потом была целая катавасия: не могли определить, где чья! – улыбается Карпов.
Неожиданностью для молодежи было и прохождение «ревущих сороковых широт»: члены экипажа вдруг увидели на палубе старшего помощника капитана с искусственной бородой. Затем более старшие товарищи начали скидывать новичков одного за другим за борт (правда, рядом с кораблем были заранее установлены сети – чтобы обезопасить матросов от акул). Оказалось, что так отмечали на «Кирове» праздник Нептуна!
– А вообще, за полгода службы на «Кирове» я успел побывать в Стокгольме, а также полюбоваться Средиземным морем. Кстати, вода в нем – как прозрачно-зеленое стекло. Черное море совсем другое, – вспоминает наш рассказчик.

В сердце «Совершенного»
В 1967 году Карпов попал на новый корабль – недавно «расконсервированный» (вновь введенный в эксплуатацию) эсминец «Совершенный». И уже летом в должности машиниста по обслуживанию турбин Валерий Викторович оказался в районе египетского города Порт-Саид.
– Температура воздуха нередко поднималась до плюс сорока, а «в сердце» корабля рядом с грохочущими машинами – было под пятьдесят. Работали так: четыре часа вахты, затем – отдых. Часто мы оказывались неподалеку от кораблей 6-го американского флота. Это означало, что весь наш экипаж должен был находиться в состоянии полной боевой готовности. В этом случае график немного менялся: четыре часа мы на вахте, четыре – трудились в качестве «подвахтенных» (то есть отдыхать можно, а спать категорически запрещено) и еще четыре – на сон, – говорит бывший «флотский».

Крысы и моряки
Поскольку основная работа нашего рассказчика была связана с корабельными «глубинами», штормы, шум волн, а иногда и вражеские выстрелы Карпов воспринимал лишь как отдаленные удары по обшивке корабля (кстати, «Совершенный» однажды налетел на мину и повредил один из винтов, – в результате чего пришлось плыть на ремонт в Севастополь).
– Ну, а какой корабль без крыс? Тут они царят безраздельно – сколько бы с ними ни бились! Неслучайно за семьдесят пойманных крыс нам давали внеочередной десятидневный отпуск, – поясняет Валерий Викторович.
Надо сказать, что наш собеседник сумел-таки заработать этот отпуск – благодаря сконструированным им самим ловушкам из медной проволоки. По его словам, каждая отловленная крыса фиксировалась корабельным врачом. Затем после записи сего знаменательного факта счастливчик шел с медработником к борту эсминца и выбрасывал непрошенную гостью в море (тем самым избегали «подлога» – ведь всегда был соблазн использовать для получения отпуска одну и ту же крысу).

Есть о чем вспомнить
За четыре года службы Карпов побывал в таких городах, как Александрия, Севастополь, Латакия (Сирия), Стокгольм и других.
– Я уходил на флот мальчишкой, а вернулся самостоятельным мужчиной. Помню, что когда закончилась моя служба, на прощание мы на командирском катере проплыли вокруг нашего «Совершенного». Было радостно и грустно одновременно, – говорит в завершение нашей беседы Карпов. – Сейчас, конечно, вспоминаю своих сослуживцев, многих уже нет, а с другими потеряны все связи. Но вспомнить действительно есть о чем. Мне до сих пор иногда снится море и мой эсминец.
Евгений Нувитов