В Ульяновск, на свою родину, приезжала художник Юлия Мерзликина.
Заведующая кафедрой художественного стекла и керамики в Государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, она 20 лет преподает в этом московском вузе. В 16 лет Юлия отправилась покорять столицу, да так и осталась в ней. Она не только педагог, но и успешный художник, участвует в выставках, симпозиумах, ее произведения находятся в музеях и частных коллекциях, в том числе зарубежом.
В этот свой приезд в Ульяновск Юлия возглавляла жюри выставки-конкурса педагогов и воспитанников детских школ искусств Ульяновской области, открывшейся в рамках Всероссийского форума педагогических работников сферы культуры.
Кроме того, Юлия привезла с собой в поезде, буквально на коленях, дипломные работы выпускников «Строгановки», которые, по совместному с Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» проекту, выставлены сейчас для всеобщего обозрения в «Выставочном зале на Покровской». Представлены произведения не только из стекла, но и из глины, и из металла. Но особый интерес представляет все же стекло. В экспозиции есть уникальные изделия, получившие патент на изобретение. Это, например, придуманные Татьяной Андрияшиной фантастические существа подводного мира, готовые, кажется, уколоть любого, кто к ним притронется. Она создала их из металла и бисера, «запечатанного» в стекло. Удивительны работы и других учеников Юлии Мерзликиной.
На этой выставке сама Юлия ответила на вопросы корреспондента нашей газеты.
– Юлия, в Вашей семье все художники. Вам ничего не оставалось, как выбрать ту же профессию?
– Мама мечтала, чтобы я стала медиком. Она говорила: «Только не художником!». Но не случилось… Мне была интереснее профессия художника. Я выросла в мастерской, и больше ее помню, чем наш дом. Видела, как работают родители – они керамисты. И классе в восьмом я говорила, что буду кем угодно в искусстве, только не керамистом. А когда поступила на «стекло», родители мне сказали: «Да… Далеко ушла!».
– Вы, наверное, одна из немногих женщин в коллективе художников по стеклу?
– Сейчас среди стекольщиков больше женщин. У нас в вузе даже среди металлистов преобладают девочки. Такое ощущение, что юноши теперь поголовно идут в экономисты и юристы, а девушки – в творческие профессии.
– За что Вы любите стекло?
– Оно непредсказуемо. Оно всегда разное, новое, что завораживает.
– Какие темы предпочитаете?
– Мы все растем и развиваемся, поэтому в более молодом возрасте меня интересовал космос, потом – более «приземленные» темы. Последнее время увлечена кораблями разных стран и эпох.
– А если какая-то из Ваших работ разбивается?
– Раньше рыдала по этому поводу. Сейчас философски к этому отношусь. Ну, разбилась… Сделаем другую!
– Расскажите о самом сложном для Вас произведении.
– Это была заказная работа «Зимний сад» для патриарха РПЦ. Сложность состояла именно в том, что она делалась по заказу, и нужно было угодить заказчику. Гораздо легче и приятнее создавать творческие произведения, когда ты сам себе хозяин.
– Ваши ученики больше радуют Вас или огорчают?
– У нас замечательные и талантливые студенты. Обучаем их самым разным технологиям: «холодному» стеклу, витражам, «пескоструйке»,гравировке и так далее. Прошлым летом приезжали в наш вуз немцы и удивлялись этому. У себя в Германии они обучают студентов только одной технологии. Мы же выпускаем специалистов широкого профиля, за что наши ученики ценятся во всем мире.
Вместе с Мерзликиной в Ульяновске был и Александр Стасюк, профессор, заведующий кафедрой «Строгановки», заслуженный художник России:
– Я в Ульяновске не первый раз, видел разные школы, выставки, у самого здесь выставка была, и даже мои работы остались в вашем художественном музее. Должен сказать, что земля у вас удивительно красивая, она богата талантами. Здесь особая энергетика. Неслучайно в Ульяновской области родился великий русский художник Аркадий Пластов. Он, кстати, два года учился в «Строгановке». Таланты, как правило, выходят из глубинки, и студенты, которые поступают к нам из провинции, очень яркие, они представляют собой ту самую «соль земли».