Большая и яркая надпись на стене – это искусство, модный и актуальный стрит-арт или акт вандализма? А некрасочный росчерк черным фломастером? Граффити говорит: обратите на меня внимание! Автор хочет вырваться из своей анонимности, стать заметным и известным. Но по понятным причинам наш сегодняшний герой, стэнсил-художник (трафарет-граффити), пожелал остаться инкогнито, скажем лишь его псевдоним – RAS2.

– Как ты считаешь, граффити в целом – это искусство или вандализм? Надписи в туалетах – это граффити? Граффити – это то, что началось в Нью-Йорке с обрисовывания поездов?

– А что такое искусство? Я сам понятия не имею. Сейчас искусством у нас становится все то, что пропиарили. Скажет из телевизора мужичок в рэйбанах и шарфе, что вот эта неведомая мазня гуашью по обоям – искусство, и оно им сразу станет. Скажем так, граффити, нарисованное талантливым человеком, – искусство, вандалом – соответственно. Так что граффити – это, в первую очередь, самовыражение, а все бирочки потом.
Да, принято считать, что граффити пошло из американских вагонов метро. Но по мне, так и наскальные мамонты, и олени в пещерах – тоже ничего себе граффити (улыбается).

– Почему тех, кто занимается граффити называют райтерами («writer» – писатель)?

– Здесь, наверное, должно быть что-то пафосное про то, что уличные художники творят свое искусство, подобно писателям и бла-бла-бла? (смеется). Нееее… Просто самое распространенное граффити – это тэги (вроде подписей). Поэтому и райтер, то есть подписавшийся, или автор.

– А почему райтеры обрисовывают весь город своими тэгами?

– Я думаю, метить территорию свою территорию – это животный инстинкт, вроде как собачке на колесо «прыснуть». А если хочется оставить след, что может быть ближе и родней, чем твое имя? Быстро, красиво, информативно, и честолюбие свое потешил! (улыбается).

– Расскажи в двух словах, что такое стэнсил? Как давно он существует в Ульяновске?

– Стэнсил – это трафарет. Вырезаешь в большом листе контуры, прикладываешь к стене, закрашиваешь краской. Потом прикладываешь следующий слой и красишь другим цветом. Повторять нужно до тех пор, пока не получится что-нибудь клевое… ну или не очень (улыбается). Вообще, стэнсил принципиально отличается от традиционного граффити. В граффити упор делается на яркость, масштабность, сложность и красоту рисунка. Суть стэнсила – это удачное сочетание композиции, старого места с новым рисунком. Это послание прохожим, заставляющее взглянуть на привычные вещи с другой стороны, сделанное для того, чтобы рассмешить или заставить задуматься.
Когда стэнсил появился в нашем городе – никто не скажет точно. Более или менее массово, наверное, тогда, когда у людей появился доступ в интернет, свободное время и краска в баллонах.

– Получается, что трафареты в граффити – то же самое, что и копирка в обычном рисовании. В таком случае, на твой взгляд, уважают ли стэнсил другие райтеры, которые рисуют в других стилях?

– Ну, нет, не все так просто. Эту, как ты говоришь, копирку, нужно сначала придумать и нарисовать. Часто так получается, что граффити-райтеры используют трафарет для четких линий и ускорения процесса, а стэнсил-художники используют свободную технику рисования для наложения теней и надписей. К примеру, самый известный стэнсил-художник Banksy (если кто не видел его работ, советую, он категорически талантливый парень!). Он начинал как обычный граффити-райтер, но ушел в трафареты, чтобы ускорить рисование. Никому же не хочется попасться в руки полиции, правда? (улыбается).

– Трафаретная реклама на асфальте (например, такси или суши-бара) – это тоже стэнсил?

– Это настолько же стэнсил, насколько рисунок «писюна» в общественном туалете – граффити! (смеется).

– Граффити у нас легально? Как ты думаешь, почему власти закрашивают граффити-рисунки, делая стены чистыми и подходящими для нового рисунка? Не пустая ли это трата денег?

– Легальность зависит от отношения владельца здания/стенки к подобного рода художествам. Если он не против, то все окей. Некоторые заведения даже платят райтерам, чтобы те разукрасили фасад. Если же такого разрешения у тебя нет, то, конечно, лучше не попадаться на глаза доблестным служителям полиции. Хороший райтер всегда умеет быстро бегать. Полицейские, к счастью, – нет (смеется). Каждый райтер готов к тому, что его работу могут закрасить городские власти. Один из моих стэнсилов на оживленном переезде, например, закрасили в течении суток – это рекорд. Оперативно сработали, молодцы. Но, если честно, большая часть граффити на улицах нашего города – это нетленки школьной прозы, вроде «Гоша ГЕЙ» или «Нацисты СИЛА». Так что хорошо, что они ЭТО закрашивают, правда? (улыбается). Ну, а если и твое уникальное-и-шедевральное-произведение-уличного-искусства попало под валик работника ЖКХ, что ж, бывает, нарисуешь ещё.

– Райтеры могут рисовать свои «pieces» поверх других? Почему они это делают?

– Конкуренция? Нехватка места? Стадный рефлекс? Соперничество? Месть? Подражание? Желание приобщиться? Кто ж знает, какие у кого насекомые в голове. Но, вообще, первое граффити на стене всегда является катализатором. Если появился один рисунок, вокруг него или прямо поверх очень быстро появятся новые, зачастую мусорные надписи и граффити.

– То, что граффити-рисунки в основном делаются ночью – ошибочное мнение?

– Я бы не сказал. Ночью спокойно, никто не мешает, не отвлекает, свидетелей лишних нет, да и не жарко. А если у нас теперь на каждом втором уличном фонаре или стене висит камера наблюдения, то ночь – самое подходящее время.

– Райтеры рисуют на холсте так же, как другие художники?

– На холсте? Нет, не слышал. Но у райтеров есть альбом со скетчами, в который они зарисовывают будущие граффити, когда их посещает муза или скука.

Беседовала Косаринова Дарья