Профессия таксидермиста является весьма экзотичной и крайне редкой. Ведь ни одно учебное заведение в нашей стране не дает знания по такой сложной и высокохудожественной профессии, мастерство это передается из рук в руки. Да и сама культура трофейного искусства была забыта после революции 1917 года. Первые приемы обработки звериных шкур осваивали еще первобытные люди. Элементы таксидермии использовали шаманы и колдуны, непременным атрибутом которых были звериные головы, хвосты и лапы. Древние египтяне изготовляли чучела домашних животных, которые отправлялись в загробный мир вместе с хозяином. Головами убитых на охоте зверей украшали средневековые замки.
Сегодня таксидермию возрождают мастера-самоучки. Таких людей крайне мало, а уж настоящих мастеров – считанные единицы. Здесь нужно быть и скульптором, и художником, и знатоком живой природы.
В поселке Дачный Мелекесского района живет один из таких умельцев – Петр Иванович Солдатов. Для него изготовление чучел – это искусство дарить животному вторую жизнь, воссоздавать естественную красоту и величие.
Может, поэтому, чтобы заказать чучело, к Солдатову приезжают охотники со всей страны. Славится мастер-самоучка и своими скульптурами из дерева.
Петр Иванович предпочитает работать руками и головой: удавшееся чучело – это не только хорошо и грамотно набитая шкурка. Это продуманная поза, интересная экспозиция, которая тоже требует времени и воображения. Изготовление одного чучела занимает от нескольких месяцев до полугода.
Истоки профессии – в детстве
Внешний вид мастерской Петра Солдатова заставил бы сердце любого настоящего охотника забиться чаще. В подвале его дома разместился настоящий музей природоведения вместе с фабрикой по производству чучел. Кажется, здесь собрались животные и птицы со всего мира. На почетном месте чучела волка, кабана, косулей огромных размеров. По углам расставлены обработанные шкуры лис, рыси, медведя, в вазах вместо цветов красуются букеты из павлиньих перьев, в декоративных шкатулках клыки зверей. На столе разложены альбомы, коробка с инструментами, фотографии готовых изделий. Среди этих трофеев хранятся старинные вещи: керосиновая лампа, которой больше полувека, утюг матери Петра Ивановича, в нем даже угли из далеких детских лет мастера остались. Сам Солдатов в настоящее время кропотливо колдует над шкурой волка великолепного белого окраса.
Времена, когда чучела набивали соломой или паклей, в прошлом. Сейчас в ход идут современные материалы. Во все технические тонкости Солдатов вникал сам. Главным наставником были дед и отец, заразившие его страстью к охоте, а затем и к мастерству таксидермиста. Технологию изготовления чучел мастеру передал его дед. До сих пор Петр Иванович не нарушает ее, все детали – клыки, глаза – изготавливает вручную.
– У меня и прадед был знатным охотником, – делится Петр Иванович. – До 80 лет охотился. Вдоль реки Малый Черемшан ходил, много зверья в то время было. Так он пушнину куницы в город Нурлат возил, обменивал ее на два мешка муки в заготконторе.
Хотел стать летчиком
Как и прародитель, любил Петр Иванович с малых лет ходить вдоль реки. И мечтал он полететь над Малым Черемша-ном, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на землю. Было тогда Солдатову всего 14 лет.
– На самолете всего не раз-глядишь, и тогда задумал я полететь на шаре, – вспоминает мастер. – Набрал мешков из-под селитры. Их тогда много складировали. Склеил утюгом. Думал, простыней у матери наворую и осуществлю мечту. Но когда стал рассчитывать по формуле PR2 необходимую площадь, понял, что не найду я столько ткани. Так и не получилось у меня полететь на воздушном шаре.
Неудавшийся опыт только усилил желание Солдатова воспарить над землей. Он стал пытаться поступить в летное училище в Харькове. Но и тут препятствием для него стала математическая формула PR2.
– В первый раз меня не зачислили, потому что я провалил экзамен по математике, – рассказывает Петр Иванович. – Все остальные экзамены на четверки сдал, а тут снова формула эта попалась. Не написал. Через год снова попробовал поступить, но теперь уже по возрасту не проходил. А тогда отбор жесткий был. Мне сказали, что единственный, кто мне сможет помочь – трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. И я бросил все вещи и помчался в тот же вечер на вокзал. В 5 утра я уже был в Москве. К самому Покрышки-ну меня не пустили, направили в другой кабинет. Мою историю выслушали представители нескольких летных училищ. Ответили, что в этом году сильный перебор и я не поступлю. Так и уехал домой ни с чем.
Хобби со временем стало ремеслом
Сначала Петр Иванович просто дарил свои произведения. Затем стали появляться заказы. Композиция «Пираты Карибского моря», «Маугли», обезьянки, золотая рыбка на волне, олененок Бэмби спрятался в грибе, нападение орла на волка, гималайские медведи, тигры, львы, лисы, бобры, рыси, олени – счет увековеченных Солдатовым представителей фауны идет на тысячи. В основном, к нему приходят охотники, желающие сохранить трофей на долгие годы. Занятие это кропотливое. Чтобы сделать, к примеру, голову кабана или лося, таксидермисту потребуется минимум недели две.
Над источником родника Сергия Радонежского в поселке Дачный мастер построил небольшую часовню. За работу Петр Солдатов не взял ни копейки.
– Ко мне обратились люди с просьбой помочь в благоустройстве. Конечно, я не мог отказать, ведь воду из нашего родника многие берут, в том числе и моя семья, – рассказывает Петр Иванович. – Так что дело это благое, как не помочь.
Много времени Петр Иванович уделяет изготовлению скульптур. Они украшают скверы и парки Димитровграда.
В творчестве присутствует тема любви Скульптура под названием «Лебединая верность», которая стоит у Дворца бракосочетания в Димитровграде, символизирует крепость брака и верность супругов друг другу. Ведь в природе лебеди тоже образуют пару и хранят верность друг другу до конца своих дней.
– Много сказано и написано про звериную и птичью любовь, – рассказывает Петр Иванович.
– Они искренние, в отличие от людей, отношения которых всё чаще строятся на лжи и эгоизме. В моей жизни были такие случаи, которым я до сих пор не могу дать объяснения. Подстрелил я однажды водяную курочку. И только хотел ее подобрать, как вылетает из камышей другая курочка и никак не дает мне на руки раненую взять, словно мать птенца защищает: кружится над ним, в заросли его толкает, хотя сама на смерть идет. До слез мне стало жаль их. Так я и не тронул птиц, оставил. Позже еще необычнее история произошла. Подстрелил я кабана. Он бросился со стадом бежать, а я за ним. Добить надо, всё равно умрет. И вдруг от стада отделяется секач и на меня бросается, не давая выстрелить. А ведь у секачей природой заложено себя спасать, чтобы род продолжать. Только зверь заметит или по запаху учует охотника, он убегает сломя голову. А тут такое! В этом кабане столько любви было, сколько человеку не дано.
К животным относится с уважением
Изготовление чучел для Солдатова – это вовсе не глумление над животным миром. В своих композициях Петр Иванович отражает достоинство животного и свое глубокое уважение ко всему живому. Тушу убитого зверя никогда не выбросит на помойку, а похоронит.
– Это же не падаль, чтоб собаки сгрызли, – объясняет мастер. – Люди по-разному оценивают мой труд. Кто-то восхищается как произведением искусства, а кто-то даже готов с кулаками кинуться. С одной стороны, делать чучело из когда-то живого зверя – кощунство, с другой -кощунство его не сделать. Своим делом я пытаюсь просто сохранить и передать часть души животного и, таким образом, дать ему вторую жизнь.
Настя Соколова