Эта церковь будет кораблем, а храмы в округе – его лодочками. Так почитаемый в народе старец Максим Пятинский отозвался о храме во имя Святителя Николая Чудотворца, что в селе Оськино Инзенского района. В июне этого года храму исполняется сто лет.
Как и век назад, он поражает своим величием: небесные купола, рядом построенная каменная часовня Святого благоверного князя Александра Невского в память об убиенном Александре II, изумительная роспись храма, великолепные резные иконостасы делают Святоникольский храм удивительно праздничным, необыкновенно красивым, а звуки колоколов радуют душу и сердце.
Строили всем миром и на века
Русь испокон веков была сильна молитвой, православной верой, спасающей души, помогающей обрести опору в суетном мире и будущее спасение. Оськинцы доказали, что сильная вера творит настоящие чудеса. Само село мордовское, в основном заселенное старообрядцами. Своя небольшая церквушка сгорела, поэтому местным жителям приходилось ходить в соседнее село Панциревку. Там жило русское население. Хотя и разрешили сельчане оськинцам посещать свой храм, но во время служб всячески их притесняли. Не выдержав такого отношения, на сельском сходе люди решили: быть в их родном селе собственной православной церкви.
Легенда гласит, что долго выбирали место, где построить церковь. Первоначально хотели возвести ее на одном из прилегающих холмов, так как село часто горело. А людям хотелось и Божий дом сохранить, и молитвой в храме село от огня уберечь.
И вот однажды произошло знаменательное событие. Одна из местных жительниц вышла на улицу и увидела сходящий с неба огонь. Он то опускался, то поднимался: словно на что-то указывал. Женщина подняла крик, собрались люди. И всё село увидело это чудесное явление, после которого вопрос, где строить церковь, отпал сам собой. Сбежавшиеся люди расценили это как знак свыше. На этом месте и решили строить храм. Для того чтобы освободить место под новое здание, многие даже перенесли свои дома на другое место.
Старец Максим предложил сельчанам строить не маленькую церквушку, а сразу большой храм. Не найдя поддержки ни в Пензенской епархии, ни у губернских властей, жители обратились за поддержкой к государю императору. Николай II не только подписал разрешение, но и распорядился выделить отборный лес из государственных угодий. Строительство началось в 1909 году. В те времена мастера работали честно, с душой. Как срубили первый венец, на крест, поставленный в основание храма, налетел рой пчел. Старец Максим объяснил это явление так: «Совсем скоро многие православные из соседних губерний слетятся в Оськино, как эти пчелы». 13 июня 1912 года храм был торжественно освящен Архиепископом Пензенским Владимиром. Сбылось предсказание Максима. Новая церковь вмещала до двух тысяч человек. В воскресные и праздничные дни шли сюда прихожане не только из Оськино, но и из десятков окрестных деревень.
Трудное время
Оськинская церковь – одна из немногих, которая действовала во время революции и прихода советской власти. В те времена в массовом порядке закрывались и уничтожались церкви. Их взрывали, разбирали на дрова, сознательно оскверняли. Сотни храмов превратились в клубы, склады и жилые дома. Но Богу было угодно сохранить этот храм.
В 1935 году церковь была закрытана10 лет. Но даже в этот период ее не разграбили. Некоторое время в храме хранили зерно, и чтобы сохранить иконы и мощи, заведующий складом протянул веревочку вдоль иконостаса и предупредил всех и каждого: «Кто перейдет ограждение, по военному суду посажу!».
1945 год принес оськинцам не только победу над фашистами, но и радость возобновления богослужений. Несмотря на то, что был морозный декабрьский день, когда в храме зазвонили колокола, сюда пришли все от мала до велика. Шли больные, хромые, даже те, кто с печи не слезал по несколько недель. Не боясь осуждения властей, жители падали на колени и благодарили Бога за то, что он не оставил их в то страшное время, когда практически в каждую семью пришло горе страшных потерь – эхо Великой Отечественной войны. Оськинцы, настолько сильно любившие свой храм, увидели в его открытии единственную отраду в страшное время, выпавшее всей стране, каждому человеку. Великая милость, возможность молитвенного общения с Богом, помогла многим сельчанам не опустить руки.
С тех пор церковь больше никогда не закрывалась, несмотря на многие попытки властей ликвидировать церковный приход. Чтобы прекратить службу, порой выдвигались абсурдные причины. Так, храму вменялась вина за срыв воспитательной работы, которую вела школа, или храм выставлялся виновником занесения в село таких заболеваний, как «чума свиней», ящур. Но даже и тогда местные жители, с детства воспитанные верой в Христа, тайно приходили на служение.
Особое место в истории храма занимает случившаяся в нем в 1954 году во время пасхального богослужения давка народа. «Спасайтесь! Горим!» – раздался крик в тот злополучный день. В результате возникшей паники в давке погибло 17 человек и более сотни серьезно пострадало. Обвинение было предъявлено настоятелю храма отцу Григорию, который был приговорен к лишению свободы. Но, по словам очевидцев, эту ситуацию подстроили, чтобы дискредитировать приход и закрыть храм.
Удивительно, как среди всего этого мрака деревянному храму из Оськино выпало несказанное счастье. Он не только уцелел и не был осквернен, но мог продолжать дальше свою жизнь и служение.
Возвращение веры
Рассказать о храме и не упомянуть о его нынешнем настоятеле, архимандрите Адриане (в миру – Николай Тимофеевич Шитов), невозможно. Он служит в храме во имя Николая Чудотворца практически 40 лет, является главным инициатором, попечителем строительства и настоятелем храма – часовни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Архимандрит Адриан – яркий и увлеченный батюшка, несмотря на очень трудную и неурядливую собственную жизнь, никогда не отказывается поговорить с прихожанами, помочь советом, утешить. Его служба – это разговор с Богом, очень личный и очень доверительный. Многим достаточно бывает отстоять службу, чтобы получить большую душевную пользу и утешение.
Родился отец Николай 1 сентября 1949 года в рабочем поселке Старое Тимошкино Барышского района. Первое зернышко веры заложил Бог еще в детстве. Бабушка Александра приобщала внука к православной вере. А в возрасте 12 лет за много километров сам ходил на службу в Оськинский храм. Тогда Николай Шитов даже подумать не мог, что станет его настоятелем.
Закончив Московскую духовную семинарию, 30 июня 1973 года был рукоположен во диакона, а 1 июля того же года – во священники, а 9 июля возглавил Свято-никольскую церковь. В Оськино отец Николай приехал с ныне покойной супругой матушкой Верой Николаевной. Вместе они воспитали и подняли на ноги троих детей. Сын Илья стал священником, служит в Нижегородской епархии, а две дочери – Нонна и Валентина работают в системе социальной службы в Ульяновске. Семьи у них верующие, дети приобщены к Церкви.
Приехав в Оськино, отец Николай нашел местную церковь в крайне запущенном состоянии: протекала крыша, в окнах битое стекло, полы некрашеные, а сам храм прокопчен гарью.
До 1990 года каждая попытка привести храм в порядок давалась с боем. Власти не разрешали проводить в храме ремонтные работы. Цель была очевидна: довести церковь до аварийного состояния и закрыть ее. Кроме того, храм не располагал средствами, так как всё, что жертвовали прихожане, перечислялось государству, а настоятель храма считался всего лишь наемным работником с установленной зарплатой в 47 рублей.
В начале священнического пути отца Николая и в последующие годы его служения священников уже не сажали в тюрьмы, не расстреливали и не ссылали в лагеря, но запросто могли отправить в психушку и всячески вредили. Батюшку вызывали в сельсовет и грозились наказать, если он не перестанет крестить и венчать молодежь, о нем распускали нелепые слухи. Но, несмотря на все трудности, батюшка продолжал благое дело. Упорство настоятеля поражало власти. К примеру, он более семи лет добивался разрешения на покраску храма.
– Только на переписку ушло больше года, – с улыбкой вспоминает архимандрит Адриан. И свершилось то, о чем много лет мечтали те, кто втайне хранил иконы, кто молился при свете ночника, кто все эти годы праздновал и Пасху, и Рождество, и Троицу, кто воспитывал своих детей и внуков в православной вере: храм, как говорят, восстал из пепла.
В 1980-е годы церковь была отмечена благодарностью президиума Ульяновского областного комитета защиты мира за то, что прихожане оказывали денежную помощь Московской духовной академии и семинарии и тысячам людей, пострадавшим во время аварии на Чернобыльской АЭС. В 1993 году благодаря настойчивости настоятеля храма Николая Шитова комплекс Святоникольской церкви села Оськино, включающий в себя сам храм и часовню во имя Святого благоверного князя Александра Невского, был признан памятником культового зодчества Ульяновской области.
За свои труды архимандрит Адриан награжден орденом Дружбы, орденом Русской Православной Церкви Святого благоверного князя Даниила Московского 3 степени, орденом Преподобного Серафима Саровского и многими другими медалями и званиями.
Сам батюшка является человеком скромным и не любит рассказывать о наградах, которые заслужил по праву. Архимандрит Адриан за 4 года восстановил Базарно – Сызганский храм во имя Димитрия Солунского, там были чистые руины.
А своей самой большой наградой считает то, что именно его сподобил Бог к тому, что он многие годы был хранителем Чудотворной Жадовской иконы Казанской Божией Матери.
– Наш настоятель – добрый пример для всех своих духовных чад, – рассказывает помощник Благочинного пятого округа Симбирской и Мелекесской епархии по делам молодежи Роман Заятдинов. – К нему тянутся даже те люди, которые пока очень далеки от Церкви, для них архимандрит Адриан – удивительный образ живого, активного, мудрого, простого в общении православного священника, с которым можно подискутировать или просто поговорить по душам.
Роман долгое время был прихожанином. Со временем у юноши появилось большое желание потрудиться в Доме Божием. И тут последовало предложение – помогать батюшке в алтаре. Роман с радостью согласился.
– В храме всегда ощущаешь себя перед лицом Божиим, была твердая уверенность в том, что мир со всеми его благами не стоил того, что давала работа в алтаре, – делится Заятдинов. – В ходе подготовки к юбилею храма наше сотрудничество и общение стало еще крепче. А в прошлом году Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл назначил меня своим указом помощником Благочинного. За короткий срок нам удалось совместно реализовать несколько проектов: собрать данные и подготовить несколько изданий о православном наследии Инзенского края, снять фильм, провести не один десяток крупных мероприятий с участием молодежи. Много планов и на будущее.
Не хлебом единым живет человек на земле
В Святоникольской церкви имеется множество намоленных икон. Здесь можно увидеть редкие иконы иллюзорного греческого письма, две иконы Иверской Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца, «Достойно есть», «Скоропослушницу». Перечисленные иконы были написаны в конце XIX – начале XX века. В храме имеется икона Святого Блаженного Андрея Симбирского, написанная в последние годы XX века в старом рублевском стиле, что является редкостью. Поэтому, когда бываешь в церкви, взгляд невольно задерживается на ней. В иконе хранится частица Святого. Кроме того, встречаются иконы из других храмов Ульяновской области, которые закрывались в 30-е и 40-е годы XX века: икона «Христос и дети» – из храма во имя Святителя Николая станции Инза, икона «Знамение Божией Матери» – из храма во имя трех святителей Петра, Алексия, Ионы из села Забалуйка. Эта икона представляет особый интерес потому, что была написана иконной школой города Арзамас, которая недолго просуществовала. Стиль написания икон нигде больше не встречался, поэтому они представляют собой особую редкость.
Случались в храме и чудеса, которые посчастливилось увидеть прихожанам. Трижды в церкви во время служб мироточили иконы. Настоятель храма архимандрит Адриан считает, что подобное чудо не что иное, как знак Бога о том, что он слышит молитвы верующих.
– В 2006 году во время всенощной службы на распятии возле придела алтаря в честь Покрова Пресвятой Богородицы на ногах Иисуса Христа выделялись капли маслянистой жидкости, – рассказывает о произошедших событиях батюшка. – В мае 2008 года в ночное пасхальное богослужение миро выделялось из трещин иконы «Достойно есть». В третий раз чудо свершилось во время принесения в храм Чудотворной Жадовской иконы Казанской Божией Матери. В тот день замироточили две иконы: Димитрия Солунского и Пророка Илии.
Забилось сердце храма, а значит – и села
К вековому юбилею храм преображается. И главным подарком для инзенцев в преддверии столетнего юбилея стало возвращение звонницы. Храм, еще недавно сиротливо стоявший без колоколов, зазвучал.
В годы богоборческой власти колокола были сброшены. И более 70 лет церковь молчала. Имелась только небольшая звонница при входе.
В марте была сформирована рабочая группа при администрации Инзенского района, которая обратилась к прихожанам, трудовым коллективам за помощью. В короткие сроки удалось собрать практически всю необходимую сумму.
И церковь «запела» неповторимым голосом. Колокола, возвышаясь над селом, вновь призывают к молитве, напоминая людям, что не хлебом единым живет человек на земле.
Вера Виноградова