Мой приятель с супругой на днях покинули родной Ульяновск. Уехали не по проторенной дорожке – в российскую столицу, как это сейчас принято в депрессивных российских регионах, а в далекий Салехард.

Я специально в сети почитал справочную информацию об этом городе. От одного только описания становится как-то не по себе: единственный город в мире, находящийся непосредственно на Полярном круге, число дней со снеговым покровом и устойчивыми морозами – до 200 в году, численность населения – 42 тысячи человек. А вчера приятель прислал sms в солнечный Ульяновск – пишет, что утром в Салехарде было минус 4, а днем “разогреет” до плюс двух…

Мой приятель и его жена – вовсе не экстремалы-путешественники, которым не хватает адреналина в жизни. Толковые ребята, закончившие вуз. А после того, как поженились и приобрели квартиру в ипотеку, поняли, что с ульяновскими зарплатами их жизнь превращается в какую-то совершенно бездонную долговую яму.

Немного арифметики. “Вот смотри, – объясняет приятель мне. – В Ульяновске наш совместный доход составляет 20 тысяч рублей. Из них 10 тысяч надо отдать за ипотеку, в результате 10 тысяч остается на жизнь. Но ты же понимаешь, что на эти деньги семье прожить крайне сложно”. В Салехарде, где ребята нашли работу, они будут получать отнюдь не баснословные деньги. Здесь их общий доход – 65 тысяч рублей. Эти деньги позволят им выплачивать ипотечный кредит, а также достаточно сносно существовать.

Тем временем Ульяновск, находящийся в каких-то 850 километрах от Москвы, людям со стороны представляется едва ли не раем земным. Ульяновск – это и культурная столица, и авиационная столица, еще пытается претендовать на звание “молодежной европейской столицы”. При этом местные власти всячески стараются закрывать глаза на проблему “утечки мозгов”. К примеру, не столь давно заместитель председателя областного правительства Светлана Опенышева меня лично просила не драматизировать – дескать, мозги утекают отовсюду. “Просто многим очень хочется уехать из дома. Молодежи нужны развлечения”, – заверяла меня чиновница. И добавляла, что карьерный рост вполне возможен и в родном Ульяновске, было бы желание.

В городе на Волге, если поверить местным чиновникам, вообще многое возможно. Тут, например, уже который год подряд “поднимают демографию” с помощью акции “Роди патриота в День России”. Простите за прямолинейность, но жителям региона предлагают заняться сексом, чтобы 12 июня, в День России, произвести на свет ребенка. Отличившимся вручают внедорожник ульяновского производства – “УАЗ-Патриот”. Что это – глупая шутка или же высшее проявление цинизма – выносить совершенно интимные вопросы на турниры? Неужели найдется хотя бы один благоразумный человек, который будет рожать ребенка за “уазик”?

К чему я это рассказываю? Да к тому, что громкие региональные реляции о том, как много делается для молодежи – это чистой воды блеф. Знакомая девушка месяца два назад устраивалась в местную IT-компанию. Проходила собеседование, а потом какое-то бесконечное тестирование в три этапа. После чего ей еще дали выполнить “домашнее задание”, а потом великодушно приняли – с трехмесячным испытательным сроком, естественно. Девушке пообещали зарплату – 15 тысяч рублей. Это считается очень круто, можно сказать – повезло. Она, конечно, может хорошенько постараться и родить “патриота”. Другой вопрос – на какие деньги она его будет кормить?

У моих друзей, уехавших на север, вполне прозаичные цели. Они хотят заработать деньги. Чтобы расплатиться за однокомнатную квартиру в дальнем районе Ульяновска. О “двушке” они пока не мечтают. И ребенка они хотят. Правда, что он вырастет патриотом родного города, как это предписывается властями, не обещают.

Смею заверить: эти ребята – достойные молодые специалисты, которые могли бы оказаться очень полезны в Ульяновской области. Они поехали в этот маленький северный город не за туманом и за запахом тайги. Кстати, раньше, если кто забыл, в Салехард ссылали репрессированных.

И последнее. Если ульяновским властям, которые так много говорят о поддержке молодежи, действительно важно, чтобы молодые люди не сбегали из региона, то я могу предложить простой вариант. Господа! Поговорите с этими ребятами. И про карьерный рост в том числе. И про зарплату. Уверен, если малая родина может дать им достойную работу с разумным доходом, они вернутся.