17 мая состоялось подписание соглашение о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия.
Документ был подписан между региональным министерством экономики и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества: региональным отделением торгово-промышленной палаты, общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ», Российского союза промышленников и предпринимателей и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».
Что такое оценка регулирующего воздействия? Большинство нормативных правовых актов, разрабатываемых и принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне, затрагивает интересы различных слоёв общества. На этапе разработки проекта нормативного правового акта многие типы воздействия этого документа могут быть «скрыты» или на первый взгляд их довольно трудно определить. Поэтому в процессе нормотворчества вводятся механизмы, позволяющие определить, на кого и как будет воздействовать принятое регулирование. Одним из инструментов, повышающих качество регулирования, и является оценка регулирующего воздействия (ОРВ). Другими словами, все нормативные правовые акты будут проходить через ОРВ. При отрицательном решении принятия акта в данной редакции планируется, что документ будет заблокирован. Целью ОРВ, по словам Вадима Павлова, директора департамента целевых программ и приоритетных национальных проектов Министерства экономики Ульяновской области, является повышение эффективности государственной политики. Оценка регулирующего воздействия позволяет снизить издержки субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить экономию бюджетных средств, снизить риск коррупции, улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность региона.
Ульяновская область стала одной из трёх пилотных площадок по реализации ОРВ. На начальном этапе в нашем регионе предметную область оценки решено ограничить областью всех целевых программ и предоставления государственных услуг (административные регламенты) – нормативно-правовые акты этих областей будут проходить процедуру ОРВ уже с 1 января 2013 года. А с 1 января 2014 года к этому подключаться и все нормативные акты, принимаемые субъектами.
На федеральном уровне сроки проведения ОРВ составляют 20 дней, 15 из которых занимают публичные консультации. В Ульяновске, по словам Вадима Павлова, планируется установить срок ОРВ в 40 дней, 30 из которых будут вестись публичные консультации. «Понимаю, что такой долгий срок может вызвать для многих неудобства, зато это позволит провести глубокую и качественную экспертизу проектов и публичных консультаций», – отметил Вадим Павлов.
В Российской Федерации оценка регулирующего воздействия на федеральном уровне стала применяться на постоянной основе с 2010 года. Первый опыт применения ОРВ проектов нормативных правовых актов показал, что её использование может привести к существенному сокращению издержек предпринимательского сообщества и бюджетов всех уровней на исполнение избыточных требований. В условиях недостатка информации, представляемой разработчиками проектов нормативных правовых актов, специалисты Минэкономразвития России провели количественную оценку возможных прямых затрат участников рынка от введения предлагаемого регулирования только в 7 из 56 случаев отрицательных заключений ОРВ. В случае принятия только этих 7 актов прямые издержки предпринимателей на соблюдение вводимых требований составили бы не менее 10 млрд. рублей.
Ольга Турковская