Андрей Ефремов
ВВС России основательно модернизируют свой военно-транспортный парк.

Представитель Минобороны по ВВС полковник Владимир Дрик, рассказывая о планах по модернизации военно-транспортной авиации России, в частности, сообщил:
«В части ВВС поступили три модернизированных Ан–124–100 «Руслан», и ещё четыре самолёта подготовлены к отправке из частей военно-транспортной авиации на Ульяновский авиазавод для глубокой модернизации… До 2020 года планируется модернизировать ещё около десяти таких самолётов до модификации Ан–124–100М. Кроме того, ВВС получат до десяти Ан–124–300 с увеличенной до 150 тонн полезной нагрузкой».

Судьба «Руслана», самого тяжёлого в мире военно-транспортного лайнера, «живой легенды» отечественного авиапрома, все последние десятилетия была, мягко говоря, крайне непростой. В этом году, к слову, исполняется 30 лет со дня первого полёта этой чудо-птицы – детища киевского ОКБ, которым руководил тогда выдающийся советский авиаконструктор Олег Антонов. И хотя ещё в советские времена производство «Русланов» в полной мере освоил Ульяновский авиастроительный завод, с наступлением «эры реформ» выпуск известных всему миру гигантов по понятным причинам прекратился.

И это несмотря на то, что планетарной популярности самолёту уже в постсоветские годы изрядно добавили и «Пинк Флойд» с Майклом Джексоном, доставлявшие свою многотонную аппаратуру в Россию именно на «Русланах», и признанные голливудские мэтры, любившие использовать сцены с нашим «воздушным монстром» в своих блокбастерах, и создатели компьютерных игр по всему миру, и многие-многие другие.

Популярность эта была и остаётся более чем заслуженной: Ан–124 и по сей день по многим параметрам превосходит своих западных конкурентов, причём даже тех, кто значительно моложе. Уже в наши дни его многократно и успешно использовали при самых разных, порой драматических и знаковых для всего мира обстоятельствах, например, при ликвидации последствий аварии Фукусимской АЭС. А значит, век «Русланов» ещё долог.

Сегодня ульяновский «Авиастар» проводит их глубокую модернизацию для ВВС России, увеличивая грузоподъёмность и дальность полёта с максимальной загрузкой, усиливая фюзеляж и сокращая длину пробега при посадке, обновляя электронику и другие важные компоненты самолёта. А вскоре тот же «Авиастар» будет обязан сделать всё необходимое для возобновления производства этих замечательных машин, крайне необходимых как вооружённым силам страны, так и гражданским авиатранспортным компаниям, способных нести грузы самого разнообразного применения, включая ракетно-космическое.

Возобновление выпуска самолётов Ан–124, понятное дело, обойдётся государству в гигантскую сумму, однако вряд ли это станет сколько-нибудь веской причиной для отказа от производства авиагигантов стратегического назначения.

Согласно неоднократным заявлениям высокопоставленных лиц из российского правительства, до 2020 года отечественные ВВС должны получить порядка двух десятков новых, усовершенствованных по последнему слову техники «Русланов». Но дело тут даже не столько в количестве единиц этой уникальной продукции русского авиапрома, сколько в том, что подобного рода авиастроение обретёт в России вторую жизнь. В чём сомневаться у нас нет ни малейших оснований.