Чуть больше месяца осталось до того момента, когда пиво законодательно приравняют к алкоголю. В результате с 1 июля будет запрещена его продажа в нестационарных торговых объектах, то есть киосках и павильонах. Однако не все ульяновские предприниматели от такого новшества в восторге. Многие из них считают, что киоски и павильоны не должны подпадать под определение «нестационарных торговых объектов», чтобы иметь возможность и далее продавать пиво по старинке. Сейчас в Ульяновске 627 киосков и павильонов, причем большую часть их ассортимента составляет пиво.

Бизнес без фундамента

На прошедшей в понедельник пресс-конференции председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации Ульяновска Ольга Харитонова сообщила, что с 1 июля согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво отнесено к алкогольной продукции. В результате, на объекты, осуществляющие продажу пива, будут распространяться требования части 2 статьи 16 этого закона, в силу которого не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.

Казалось бы, благим намерениям по ограничению продажи пива все должны только радоваться. Однако некоторые местные предприниматели восторга не разделяют. Так, по информации комитета по развитию предпринимательства, в поступающих к ним обращениях бизнесмены высказывают позицию, согласно которой киоски и павильоны не должны подпадать под определение «нестационарных торговых объектов. Бизнесмены руководствуются, к примеру, тем, что в статье 346.27 Налогового Кодекса РФ киоски и павильоны отнесены к стационарной торговой сети. А в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ даны понятия стационарного и нестационарного торгового объекта, которые не содержат прямого указания на наименование объекта (киоски, павильоны).

Более того, предприниматели даже предложили внести изменения в договор аренды земельных участков, заменив предмет договора в части целевого назначения земельного участка и разрешенного использования вместо слов «под размещение временного сооружения» и «без права капитального строительства» на «для строительства капитального объекта». Кроме того, они предлагают утвердить нормативным документом администрации города перечень стационарных объектов.

В комитете по развитию предпринимательства не согласны

В комитете отмечают, что в соответствии с действующим законодательством киоски и павильоны относятся к нестационарным торговым объектам. Так, объясняют в комитете, понятия статьи 346.27 Налогового Кодекса РФ используются только в целях применения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (статья 26.3). Кроме того, в пункте 3.14 ГОСТа З51773-2009 «Классификация предприятий торговли» отмечается, что нестационарный торговый объект – это временное сооружение или временная конструкция, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения (павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные объекты).

А в Федеральном Законе от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» к стационарным торговым объектам отнесены объекты, представляющие собой здание или часть здания, строения или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

Градостроительный кодекс РФ говорит о том, что объекты, имеющие фундамент, относятся к объектам капитального строительства и возводятся на основании разрешения на строительство.

Кстати, в договорах аренды земельных участков под размещение киосков и павильонов, заключенных между администрацией и предпринимателями, в качестве назначения указывается «под временное сооружение (киоск, павильон)» и/или «без права капитального строительства». Если же фундамент под киоском есть, это означает, что предприниматель нарушает условия договора аренды земельного участка и пункт 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ. Это может стать основанием для расторжения договора аренды земельного участка.

Интересно, что из 627 киосков и павильонов Ульяновска фундамент имеют 85. Однако ни один из этих 85 киосков нельзя признать стационарным, так как нет технической документации, подтверждающей признаки капитального строительства.

С учетом всего этого, сообщают в комитете, называть киоски и павильоны стационарными объектами в силу действующего законодательств неправомерно. А с 1 июля с их прилавков пиво должно быть убрано. Но в комитете подчеркивают, что речь о «поголовном» сносе киосков не идет, и без поддержки «пивных» предпринимателей они не оставят, так как это все же налоги и рабочие места.

Бизнесменам предлагают несколько вариантов

Так, если у киоска или павильона фактически есть фундамент, а сами они присоединены к инженерным сетям и нет ограничений по использованию земельного участка, то «ларьки» можно отнести стационарным объектам. Но для этого необходимо заявление владельца киоска о предоставлении земельного участка для строительства капитального строения и дальнейшего оформления разрешительных документов. Если же земельный участок сформирован для целей, не связанных со строительством, то можно его приобрести в собственность по рыночной стоимости.

Наконец, есть еще один вариант: перестать продавать пиво и перепрофилировать бизнес по другим направлениям, например, под аптечный пункт, в салон сотовой связи, под продажу цветов, мороженого, овощей и фруктов, непродовольственных товаров (сувениров, игрушек, галантереи, бытовой химии). Также можно заняться оказанием бытовых услуг – ремонтом обуви, часов, сотовых телефонов, изготовлением ключей и так далее.

В комитете отмечают, что они оказывают бизнесменам информационную поддержку по предложению альтернативных вариантов. Кстати, на пресс-конференции рассказали о планах открытия в нашем городе Центра активного отдыха и рекреационного туризма, в котором бывшие «пивные» предприниматели также могут развить новые направления бизнеса.

А жителям – новые магазины с «фундаментом»

Сама процедура перевода киосков и павильонов в разряд капитальных сооружений – безусловно, дело не одного дня и может занять порядка трех месяцев, отмечают в комитете. Для начала предприниматель должен обратиться в администрацию города с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Власти должны обеспечить выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и других условий использования.

Впрочем, как отметила Ольга Харитонова, не все смогут получить разрешение на капитальное строительство. Дело в том, что на данный момент многие киоски уже стоят неправильно: на инженерных коммуникациях, на так называемой «красной линии» (согласно Градостроительному кодексу, это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автодороги, ж/д линии и другие подобные сооружения), а также вопреки требованиям ГИБДД.

Как отметила Ольга Харитонова, часть ульяновских предпринимателей готовы перевести свой бизнес в другие направления. Но насколько выгодно заниматься другим бизнесом в городе, где бутылка – по меткому выражению одного из наших читателей – уже, кажется, «с рождения является продолжением руки»? Да и сегодня в центре города, чтобы купить бутылку любимой воды, надо заглянуть в несколько киосков, а широчайший ассортимент пива представлен в любом из них. Поэтому понятно, почему не у всех предпринимателей радостные настроения. «Они борются за свой бизнес и за свои права, – говорит председатель комитета. – Вместе мы пытаемся найти выход».

Пока же будем ждать 1 июля, факт за фактом констатируя появление в городе очередного алкомагазинчика «с фундаментом».

Юлия Узрютова