Наш земляк, Николай Семёнович Герасимов – человек удивительной судьбы. Для нас он не просто Герой Советского Союза – страны, которая стала называться Россией, он – Русский Герой, пример доблести, чести, мужества и отваги.
Гвардии генерал-майор авиации Голунов Д.П., называя Герасимова «бесстрашным соколом», отмечал, что именно под его руководством была воспитана целая плеяда лётчиковасов. Многие из них – Герои Советского Союза, в том числе знаменитый ас А. Ворожейкин, дважды Герой Советского Союза, оставивший воспоминания о своём учителе.
Многие лётчики дарили Герасимову на память свои фотографии с надписями: «Бесстрашному любимому командиру», «Командиру, который вырастил и воспитал нас», «Другу, товарищу, человеку».
Николай Семёнович Герасимов родился 19 декабря 1911 года в городе Ульяновске (тогда Симбирске), в доме на улице, которая сегодня носит имя ещё одного нашего героя – А. Матросова.
Отец – Герасимов Семен Дмитриевич – образования не имел и до революции служил кучером у фабриканта Арацкого в Ишеевке. Мать – Герасимова Евдокия Васильевна – одно время работала няней в семье помещика, а потом была просто домохозяйкой.
В 1919 году семья переехала в с. Баратаевка, где Николай и окончил школу. Его сестра – Зоя Семёновна Булатова – вспоминала об удивительной работоспособности и выносливости будущего героя. Во время жатвы Николай мог работать без передышки, начиная с 4-х часов утра, и только иногда отпрашивался у отца, обещая нажать «сто снопов до обеда». Не мудрено, что соседи часто приглашали трудолюбивого и быстрого Николая помочь. И тот никогда никому не отказывал.
В 1928 году Николай уезжает в Языково осваивать ткацкое дело. Там он знакомится с будущей женой – Полиной Судаковой. Позже она вспомнит: «Николай приковывал к себе внимание не только внешней статностью, но и весёлым лукавством. Кроме того, молодой ткач играл на многих музыкальных инструментах и был незаменимым участником самодеятельных кружков. В том числе знаменитой ишеевской агитбригады «Синие блузы».
Позже Николай Герасимов перебирается в Ишеевку и очень быстро встаёт во главе комсомольской бригады ткачей. Но удивительно другое: фабричная газета, подводя итоги года, каждый раз изображала знаменитого бригадира Герасимова на быстрокрылом самолёте. Как знать, может быть, именно тогда родилась в душе парня мечта о могучих стальных птицах, образ которых рождался в строках любимого Николаем стихотворения Лебедева-Кумача:
Враг не станет щадить безоружных,
И крылатый бескрылого бьёт.
Мы не строим замков воздушных.
Мы воздушный построим флот.
В 1931 году мечта привела Николая Герасимова в Ульяновскую школу Осавиахима, куда он явился со своим неразлучным музыкальным другом – баяном. Учиться Николаю было нелегко, он даже пытался оставить школу, но отец категорически запретил, за что будущий ас был ему вечно благодарен.
Учителя-инструкторы поражались бесстрашию будущего лётчика, который постоянно настаивал на том, чтобы усложнили программу полётов. Талант истребителя начал проявляться уже тогда. Было понятно, что по отношению к этому курсанту можно было решиться на использование программы повышенной сложности. Но согласно инструкциям, сделать это было невозможно – программа оставалась неизменной.
Не обошлось и без казусов. Курсанту Герасимову захотелось произвести впечатление на своих товарищей по ткацкой фабрике, и он решился во время учебных полётов посетить Ишеевку, рассчитывая, что в два часа дня пойдут рабочие со смены. Николай опустился на самолёте так низко, что люди разбежались в стороны, думая, что самолёт падает. За это он получил пятнадцать суток строгого ареста.
1933 год стал для Николая особенно значимым: окончена школа Осавиахима и Николай решается сделать предложение своей любимой Полине: ему 23 года, ей – всего 18 лет. Об этой свадьбе Полина Осиповна рассказывала как об одном из самых счастливых дней своей жизни. Пусть не было денег, пусть молодожёнам дарили продукты! Зато свадьба была многолюдной и очень весёлой. И больше всех веселился сам жених, исполняя на своем баяне песню за песней. Медовый месяц продлился недолго: ровно через 10 дней после свадьбы молодой муж уезжает в Москву на курсы инструкторов аэро-клуба, оттуда – инструктором в Горький, а в 1935 году – на учёбу в Пермь.
1936 год стал особенным в жизни семьи Герасимовых: родился первенец
– Олег, тоже ставший лётчиком. И в 1937 году Николай Семёнович вновь приступает к учёбе. Теперь – это военное училище лётчиков в Борисоглебске. Закончив его, в звании лейтенанта Герасимов направляется в Житомир.
Города менялись так быстро, что впоследствии Полина Осиповна Герасимова могла восстановить их только по надписям на пожелтевших фотографиях. Одно было известно точно: в боевых действиях Николай Семёнович Герасимов участвовал с 1938 по 1945 год. Все эти семь с половиной лет знаменитый лётчик вёл жизнь, наполненную героическими подвигами, и абсолютно далёкую от своей любимой семьи.
18 июня 1936 года в Испании произошёл фашистский мятеж генерала Франко против республиканского правительства. Для поддержки мятежников итальянские и германские фашисты бросили трехсоттысячную армию. По просьбе правительства республиканской Испании Советский Союз направил военных специалистов. Среди 160 советских летчиков-добровольцев были и наши земляки Н.С.Герасимов и Г.Н.Захаров.
В июне 1938 года на теплоходе «Андрей Жданов» Н.С.Герасимов с другими лётчиками-добровольцами отплыли из Ленинграда во Францию, откуда были переправлены в Испанию.
С июня по октябрь 1938 года Николай Герасимов – командир авиационно-го звена республиканских войск, в первом же бою сбивший 2 фашистских самолёта. Именно он предложил приспособить республиканские аэродромы к ночным полётам, так как среди республиканцев не было «ночников», чем активно пользовались бомбардировщики повстанцев Франко.
Для этого подобрали группу опытных летчиков и авиамехаников. Выделили для них лучшие самолёты, а на аэродроме установили прожекторы для освещения взлётно-посадочной полосы. И вскоре в ночном небе Испании лётчики этой группы начали одерживать победы – одну за другой.
Когда мадридцы впервые увидели над собой советские истребители (их окрестили «курносыми»), то, несмотря на воздушную тревогу, они стояли и аплодировали – им казалось, что теперь они ограждены от бомб.
В одном из боев, когда приземлился самолет Н.С.Герасимова, видавшие виды механики удивленно ахнули: более 80-ти пробоин получил истребитель. Н.С. Герасимов выбрался из кабины весь окровавленный, с прикушен-ной нижней губой. Пуля задела руку, но он отказался от госпитализации и после перевязки снова ушёл на задание, чтобы возвратиться с победой.
Одним из героических подвигов Н.С.Герасимова стало спасение от неминуемой гибели лётчика республиканской Испании Альфонса Гарсиа.
Испанский лётчик вёл самолет СБ – 12 на свой аэродром. Раздался голос стрелка-радиста: «Командир, сверху фашисты!» Загорелся мотор. Ещё секунда и пулемётная очередь прошила кабину радиста. Чудо, на которое надеялся штурман, появилось в виде зелёно-голубого И-15 («чато» – так называли испанцы советские истребители). «Мессеры» бросили жертву и метнулись навстречу истребителю. Герасимов не дрогнул и стремительно пошёл на сближение с головной машиной, на крыльях которой чернели кресты. Казалось, машины вот-вот столкнуться. В последнее мгновение немецкий лётчик не вы-держал и взмыл вверх. И был тут же расстрелян. «Вива! – закричал Альфонсо. – Салуд, руска!» А неизвестный русский лётчик дрался с пятью фашистскими самолётами, заходя к ним то слева, то справа, не давая им возможности занять боевой порядок. Последнее, что видел Альфонсо, это крутой вираж «чато», двух насевших на него «мессеров», а затем – синий дымный хвост над штопорящим советским истребителем.
На другой день командир эскадрильи майор Мендило сказал Альфонсо, что его спас советский лётчик, командир звена Герасимов. С того времени Альфонсо Гарсиа всё время думал о советском лётчике, спасшем ему жизнь. Поэтому, когда в 1940 году Гарсиа принимал советское гражданство, то попросил дать ему фамилию Герасимов, а имя – Александр Иванович.
Как прихотлива человеческая судьба! Небо Испании породнило испанского лётчика – Альфонсо Гарсиа и русского лётчика – Николая Герасимова.
Во время Великой Отечественной войны Александр Иванович Герасимов (Альфонсо Гарсиа) просит его отправить на фронт, где участвует в воздушных боях за Воронеж, Сталинград, Киев, Львов, Варшаву, Прагу.
В одном из боевых вылетов на правобережье Днепра русский испанец по-вторил подвиг названого брата. Оба сражались недалеко друг от друга у Сталинграда, Киева, однажды даже базировались на одном аэродроме под Жито-миром. Но за годы войны им не довелось встретиться ни разу. О том, лётчик, спасший ему жизнь в Испании, остался жив, Гарсиа узнал только в 1975 году из книги А. Забелы и В.Жихарева «Крылья жар-птицы».
В лётной книжке испанца Герасимова стояло: 119 боевых вылетов, 3 сбитых вражеских самолёта, много уничтоженной техники и живой силы противника. Он награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, орденом Александра Невского и боевыми медалями.
Спустя много лет вдова Н.С.Герасимова Полина Осиповна получит письмо от А.И.Герасимова и встретится с ним. На эту же встречу приедет и родная сестра героя – Зоя Семёновна Булатова, в архиве которой до сих пор хранится открытка, подписанная знаменитым русским испанцем Герасимовым.
Но это случится гораздо позже, а пока чудом уцелевший Николай Герасимов продолжал сражаться с испанскими мятежниками. В Испании он совершил более 80 боевых вылетов и сбил несколько вражеских самолётов.
День 23 февраля 1939 года стал замечательным в жизни Н.С.Герасимова.
В праздничном номере «Правды» на первой странице крупным шрифтом был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР:
«За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и геройство, проявленное при этом, присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина Герасимову Николаю Семёновичу».
Н.С.Герасимов был первым Героем Советского Союза среди лётчиков Ульяновска и Ульяновской области. Ему исполнилось к тому времени 27 лет.
Довольно скоро отряд советских лётчиков, отличившихся в Испании, по-лучил задание – защищать народ братской Монголии от посягательств японских милитаристов. Н. Герасимова в числе 22 лётчиков вызвали к народному комиссару обороны. К.Е. Ворошилов сообщил, что в Забайкалье ускоренны-ми темпами идёт сборка новых самолётов, доставленных по железной дороге, на которых придётся перелететь в район Халхин-Гола. Главная задача, которую народный комиссар поставил перед опытными лётчиками-истребителя-ми, – это введение в строй молодых, необстрелянных пилотов.
На центральном аэродроме им. Фрунзе стояли готовые к вылету самолёты. Маршал Ворошилов приехал на аэродром с небольшой группой сопровождавших его работников наркомата. Вылет задержали, так как Ворошилов потребовал, чтобы у каждого лётчика был парашют. Это несколько смутило отряд, возглавляемый Героем Советского Союза комкором Яковом Владимировичем Смушкевичем. Все в самолёте напряглись, ожидая взлёта. Напряжение спало только тогда, когда сквозь плотный гул моторов прорезался чистый высокий голос Н.Герасимова, подыгрывавшего себе на баяне:
В далёкий край товарищ улетает,
За ним родные ветры вслед ему летят.
Любимый город в синей дымке тает,
Знакомый дом, зелёный сад и нежный взгляд…
По воспоминаниям генерал-майора авиации Б.А.Смирнова, маршрут группы был впечатляющим: Москва-Свердловск – Омск – Красноярск – Иркутск – Чита – аэродром назначения. Среди 48 бывалых лётчиков и опытных инженеров 10 Героев Советского Союза.
Пространственная ориентировка между небом и совершенно голой степью требовала от лётчиков абсолютной точности в управлении самолётом. У здешней пустыни свои причуды – иногда возникают ураганы, способные опрокинуть любой самолёт.
Участникам боев в Испании и Китае, в числе которых был и Николай Герасимов, предстояло как можно быстрее передать свой боевой опыт молодым лётчикам, а затем распределиться по разным авиачастям для укрепления их боеготовности. Процесс шёл интенсивно: лётчики умудрялись проводить до захода солнца по 15 и даже больше учебных боёв.
Почти весь июнь в пограничной зоне прошёл спокойно, пока японцы не сосредоточили вблизи границы 300 самолётов. К слову сказать, японские машины обладали хорошей маневренностью, а лётчики – отличной техникой пилотирования, поэтому охотно принимали бой на ближней дистанции.
А.Ворожейкин (в то время – молодой лётчик) был в полном замешательстве, увидев, как 50-60 боевых самолётов самураев обрушилась на наши самолёты. Но выручила внезапность. Словно какой-то взрыв разметал вражеский строй. Как выяснилось после, это была группа истребителей, возглавляемая майором Герасимовым: именно она и атаковала врага. Так на практике майор продемонстрировал своим ученикам, как необходимо вести бой.
Б. Смирнов вспоминает об одном характерном случае, когда Н.С.Герасимов проявил удивительную интуицию и стратегическую зоркость. Возвращаясь на базу в составе группы, он вдруг резко развернулся обратно, приказав своим ведомым следовать прежним курсом. Сзади и выше летел японский истребитель. Заметив отделившегося от строя Герасимова, японец мгновенно изменил курс и повернул назад. Можно предположить, что этот хвост имел задание проследить место базирования наших самолётов.
С 24.06.1939 по 28.06 1939 года на земле всё ещё было сравнительно тихо. А в воздухе шли непрерывные ожесточенные бои. По три, по четыре раза приходилось вылетать на отражение японских налётов. Причём, японцы отлично пилотировали и чаще вели огонь «лёжа на спине» из положения вверх колесами. Особо опасными среди японских лётчиков были «камикадзе» – смертники. Именно их старались уничтожить первыми.
Сослуживцы характеризовали Н.Герасимова как дальновидного педагога: молодые летчики очень часто в порыве азарта, в погоне за врагом забывали одну простую истину: у каждого самолёта есть свой предел высоты пикирования. Перешагнёшь этот предел – и катастрофа неминуема. Об этом Герасимов говорил бойцам, всякий раз инструктируя их перед боем.
Сражения с японской авиацией были очень тяжёлыми. Сохранилось описание боя, в котором самураи имели очевидное преимущество в высоте. Началось своеобразное соревнование: кто раньше займёт исходное положение для начала атаки. 7200м – критическая высота, так еще не проходил ни один воздушный бой. Герасимов очень скоро почувствовал лёгкое головокружение, но продолжал набирать высоту. Первая атака получилась удачной: сбили самолет командира самураев, потом Герасимов – ещё один. Но сам вдруг стал проваливаться вниз. Его «Чайка» продолжала спирально терять высоту. Лётчик Б. Смирнов вплотную «пристроился» к самолёту Герасимова и дал длинную очередь из всех четырёх пулемётов. В это время потерявший сознание Герасимов пришёл в себя и вывел самолет в нормальное положение.
Наблюдая с земли за воздушными сражениями, красноармейцы-пехотинцы говорили: «Пропади она пропадом, ваша лётческая жизнь: мы к земле прижимаемся, а вам и прислониться не к чему – горите, падаете, вас и похоронить-то путём нельзя».
Г.Жуков в своих воспоминаниях писал: «Наши лётчики совершенствовали мастерство и закаляли свою волю к победе. Часто я вспоминаю с солдатской благодарностью замечательных лётчиков товарищей С.И. Грицевца, Г.П. Кравченко, В.М.Забалуева, С.П.Денисова, В.Г.Рахова, В.Ф. Скобарихина, Л.А.Орлова, В.П. Кустова, Н.Г.Герасимова и многих, многих других».
С мая по сентябрь японские войска потеряли почти 60000 солдат и офицеров, 700 самолетов и 200 орудий. Наши потери составили немногим больше 9000 человек. 15 сентября 1939 года в Москве было подписано соглашение между СССР, Монгольской Народной Республикой и Японией о ликвидации конфликта в районе реки Халхин-Гол.
1 сентября 1939 года на рассвете фашистская Германия напала на Поль-шу. Всех, кто прилетел в Монголию с комкором Смушкевичем, отзывает Москва. Сталин сообщил, что советское правительство приняло решение прийти на помощь единокровным братьям по освобождению западных областей Белоруссии и Украины. Известны слова Сталина, сказанные напоследок: «Прошу передать вашим матерям и жёнам мое извинение за то, что приходится посылать вас из огня да в полымя». Герасимов участвовал в присоединении Западных Украины и Белоруссии, а потом в качестве заместителя командующего ВВС был участником советско-финской войны.
До начала Великой Отечественной войны Н.С.Герасимов занимал должность инспектора по технике пилотирования. О мастерстве талантливого лётчика-истребителя слагали легенды. Он легко пикировал до высоты, которой едва хватало на вывод. Машину, на которой тренировался Герасимов, пришлось списать, её уже нельзя было восстановить. От больших перегрузок обивка отстала, а фюзеляж просто превратился в гармошку.
В марте 1941 года Н.Герасимова направляют в Военно-воздушную академию в Москву слушателем командного факультета. Но учёба не могла быть завершена в положенные сроки, так как уже в октябре1940 г. советской разведке стало известно, что немецкие летчики получили секретный приказ формировать разведывательные соединения для фотографирования с больших высот западной части нашей страны. Сталину на стол ложились донесения о многочисленных нарушениях нашей границы немецкими самолётами. И нарушений этих становилось всё больше и больше. Тем не менее для Герасимова, как и для других слушателей академии, война началась неожиданно. В первые 7 дней войны были разбиты 835 наших самолётов, более тысячи – на аэродромах. Этому было объяснение: во-первых, ошеломляющая внезапность; во-вторых, самолёты немцев были совершеннее, в отличие от наших машин, у них были и пулёметы, и рации.
Первые дни войны застали Герасимова в Ростове-на-Дону. На тот момент он – единственный Герой Советского Союза во всей дивизии. Но при этом Николай Семёнович старался ничем не выделяться: он никогда и нигде не подчёркивал своих заслуг, был требовательным и строгим по отношению ко всем подчинённым, а в часы досуга вел задушевные беседы с личным составом (из воспоминаний генерал-майора Мачнева).
С октября 1941 по октябрь 1942 г. Н.С.Герасимов – командир 512 истребительного полка в составе 1 Гвардейской дивизии. За бои под Сталинградом Н.С.Герасимов был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Известие о награждении он получил в воздухе во время ведения неравного боя, не потеряв ни одного своего истребителя. Маршал Жуков поздравил его с победой и очередной наградой по рации.
В самый разгар боёв под Сталинградом полковника Герасимова отозвали в Москву в штаб ВВС и назначили инспектором по истребительной авиации. Инспекция ВВС для него – работа не интересная. Он добивается другого назначения и получает под своё командование 256 истребительскую авиадивизию, с которой воевал на Воронежском, позднее Украинском фронтах, а так же участвовал в боях на Курской дуге и Днепре.
Н.С.Герасимов старался использовать любую возможность, чтобы учить молодых пилотов искусству воевать, изучать накопленный опыт, совершенствовать боевое мастерство. Не терпел расхлябанности, безграмотности действий, безынициативности. Ценил собранность и аккуратность.
«Лётчик должен иметь свою индивидуальность, своё «Я». И этого «яканья» нечего бояться! Людей, очень похожих друг на друга, нет, характеры у всех разные. Воздушный бой – искусство. И у каждого истребителя должен быть свой стиль боя, свой «почерк»», – говорил он.
Знаменитый ученик Герасимова дважды Герой Советского Союза А. Ворожейкин в своих воспоминаниях подчёркивал справедливость и заинтересованность комдива в том, как протекает жизнь лётчиков в дивизии. На встречах с боевым составом Герасимов говорил не только о предстоящих сражениях, но и о насущных проблемах, связанных с питанием, обмундированием и жизнью близких людей.
Прям и справедлив был Николай Семёнович в своих оценках. Может быть, поэтому его резкость и не отталкивала людей. Так, на Курской дуге Н.С.Герасимов, разобравшись, почему не сумели своевременно перехватить противника, заявил:
– Плохо получилось. И всё же я вас не обвиняю. Трудно, конечно, предупредить все действия противника на таком огромном фронте. И всё-таки я бы на вашем месте собрал группу. А не полетел парами к фронту. Мес-
серы» же всех вас могли перещелкать поодиночке.
– Нас торопили!
– А у вас своей головы на плечах разве нет? – вскипел полковник. – Думать надо. Пора знать. Что без боевого строя нельзя драться…
Герасимов тут же спокойно, даже с некоторой иронией заметил:
– Полетели «тузы» полка, а «мессершмитишки» попались слабачки. Это вас и выручило. Смотрите же, впредь такого не допускать. Сила истребите-лей – в маневре и взаимодействии. Если этого нет, то нет в воздухе и истребителей. Понятно?
Он помолчал, а потом, окинув всех задорным взглядом, улыбнулся:
– А сейчас лечу вместе с вами…
И. помолчав немного, сказал… как бы размышляя вслух:
– Учи показом. А не указом. Помните на будущее.
Появление Герасимова в небе могло изменить ситуацию кардинально. Это подтверждали воздушные бои над Днепром, о которых подробно рассказывал А.Ворожейкин, неоднократно наблюдавший, как Н.С.Герасимов учил лётчиков «показом»: с середины лётного поля истребитель Герасимова взмыл кверху, ввинчиваясь в небо: одна бочка, другая, третья, четвёртая; петля, иммельман, переворот…
«Наш комдив»! – с восхищением говорили лётчики, понимающие, что эти головокружительные фигуры над аэродромом не проявление спортивного азарта и, тем более, не красование начальника перед подчинёнными.
«Лётчик без воздушной акробатики не истребитель», – не раз говорил Николай Семёнович. А лётчики – честный искренний народ – за словами комдива видели его дела, сверхмастерство и личный пример. Не удивительно, что Герасимова сопровождала слава любимого командира и товарища, бойцы которого мечтали вместе с ним закончить войну и отпраздновать победу в Берлине.
На фронтовых аэродромах не принято собирать торжественные собрания. Просто устраивался праздничный ужин. Праздник Великого Октября на третьем году войны был особенным: фашисты отброшены далеко от Москвы и Сталинграда, изгнаны с Левобережной Украины и Северного Кавказа. Близился день окончательного изгнания врага с нашей территории. В конце ужина Н.С.Герасимов поздравил личный состав с присвоением дивизии наименования Киевской, с тем, что сбили 48 фашистских самолётов, а главное при этом остались живы и здоровы.
« Без пищи человек живёт около месяца, без воды – неделю, без сна – трое суток. А без любви к Родине, к семье не проживёт и дня. Только любовь даёт нам силу и разум в борьбе. Так выпьем за нашу любовь!» – произнёс комдив и по-домашнему ласково улыбнулся, а потом запел сочным тенором свою любимую:
Пройдёт товарищ все бои и войны.
Не зная сна, не зная тишины…
За время Великой Отечественной войны Н.С.Герасимов участвовал в Житомирско-Бердичевской. Корсунь-Шевченковской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой. Львовско-Сандомирской и Восточно-Карпатской операциях. За это время он совершил 155 боевых вылетов.
В конце войны Н.С. Герасимов был отозван с фронта и отправлен на Дальний Восток. Его опыт, знания требовались для подготовки нового отряда летчиков.
13 ноября 1944 года, прощаясь с командиром, лётчик И.Н.Кудрявцев подарит Н.С.Герасимову песню, в которой есть такие слова:
Любимый и родной товарищ командир,
Мы все вас провожаем и грустим,
Но мы клянёмся Вам,
Что славу Вашу воина
Мы ещё не раз возвысим к облакам…
В 1945года началась война с Японией, в которой участвовал и Н.С.Герасимов в должности заместителя командира истребительской авиадивизии (Забайкальский фронт: Хингано-Мукденская операция).
За 23 дня напряжённых боев наши вооруженные силы нанесли сокрушительное поражение Квантунской армии, вернули нашей Родине исконно русские земли – Южный Сахалин, Курильские острова. Освободили Северную Корею. А 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт безоговорочной капитуляции Японии.
До 1948 года Н.С.Герасимов вместе с семьёй находился в Маньчжурии в г. Дайроне (Дальний) в 40 км от Порт-Артура на берегу Жёлтого моря.
С 1948года Н.С.Герасимов служит в Управлении 17 воздушной армии (Киевский военный округ). Затем становится помощником командира истребительной авиадивизии в Прикарпатском военном округе.
После окончания Великой Отечественной войны знаменитый ас 9 лет служил в авиации, но здоровье, подорванное в боях (10 фронтовых ранений), стало сдавать. Врачи запретили ему летать, и тогда Николай Семёнович вышел в отставку.
Из Мукачево семья собиралась перебраться в Киев, но по рекомендации маршала Василия Чуйкова в 1954 году переехала в Мариуполь (тогда – Жданов), поближе к морю, чтобы хоть как-то поддержать здоровье Николая Семёновича.
Умер знаменитый лётчик-истребитель 29 июня 1960 года, не прожив и пятидесяти лет.
Сегодня известно, что Н.С.Герасимов летал на 35 типах самолётов (в том числе – и реактивных), совершил 500 вылетов, лично сбил 14 самолётов и 10 самолётов в составе группы.
Родина высоко оценила подвиги героя. Полковник Герасимов был награждён орденами и медалями: золотая звезда Героя Советского Союза, 2 ордена Ленина (1939, 1942), орден Отечественной войны 1 степени (1942), 2 ордена Красного Знамени (1939, 1940), 2 ордена Красной Звезды (1945, 1950), орден Кутузова 2 степени (1944), орден Богдана Хмельницкого, Монгольский орден Красного Знамени 1 степени, орден Суворова 2 степени, медаль «За боевые заслуги» (1945) и другие награды.
Его дело продолжил сын Олег – лётчик первого класса сверхзвуковых самолётов, слушатель Военной академии им. Ю. Гагарина. В 12 лет мальчик вместе с отцом отправился в свой первый полёт, и когда они приземлились, сказал, что обязательно будет лётчиком. В конце 1970-х Олег Герасимов стал заместителем командующего ВВС в Германии.
Жена – Полина Осиповна – дожила до 2010 года, всю жизнь оставаясь необыкновенно активным и мужественным человеком, сделавшим невероятно много для сохранения памяти своего мужа – великого лётчика. Именно она в 1962 году передала в краеведческий музей г. Ульяновска документы и китель Н.С.Герасимова с наградами.
Память о Н.С. Герасимове жива и сейчас. Фотографии его хранятся в музее Борисоглебского авиационного училища им. В. Чкалова, в Волгоградском государственном музее обороны, в краеведческом музее Ульяновска. Его именем названы улицы в нескольких населённых пунктах, в том числе и в Ульяновске. А в 2009 году в Ишеевке установлен бюст Н.С.Герасимова.
Сегодняшний Мариуполь тоже хранит славу знаменитого лётчика: на Стелле Героев фотография Н.С.Герасимова – пятая по счёту.
2011 год вошёл в историю посмертной «жизни» Н.С.Герасимова: Виктор Иосифович Буткевич – председатель общества филателистов г. Ульяновска – организовал к 100-летию рождения Н.С.Герасимова выпуск конвертов с изображением Героя Советского Союза, а учёный совет ульяновского краеведческого музея отметил знаменательную дату тематическими лекциями и выставкой, посвящённой легендарному лётчику.
Война – это одно из самых сложнейших и трагических явлений в жизни человечества. Без твёрдого характера и воли человек не совершит подвига. Но этого недостаточно: должна быть любовь к родному Отечеству. Именно она, по мнению Н.С.Герасимова, ведёт каждого из нас к Победе.
Мы имеем право на будущее, так как уважаем своё прошлое, в котором нельзя зачеркнуть ни одной страницы. Нам есть, у кого учиться и с кого брать пример.
Имя и подвиги Николая Семёновича Герасимова – нашего славного земляка – будут жить в памяти поколений.

Булатова Людмила Арифовна родилась в 1945 году.
Окончила Ульяновский политехнический институт.
Живёт в г.Ульяновске.