В последнее время на страницах ульяновских СМИ неоднократно поднимался вопрос о будущем Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Мы благодарны всем заинтересованным лицам за внимание к заповеднику и озабоченность его будущим, но считаем невозможным оставить без внимания некоторые публикации, в частности интервью председателя комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудина Хаутиева, опубликованное 18 мая 2012 на портале http://www.media73.ru.
Безусловно, безвременная кончина нашего директора А.Н. Зубова, авторитет и непримиримая позиция которого в вопросах сохранения исторического облика города долгие годы служила гарантией сохранения заповедной территории, заставляет многих думать о том, что, чуть повременя, «заинтересованные лица», как коршуны слетятся на территорию заповедника и раздерут его в клочья. Действительно, Зубов сохранял заповедник в переломное, тяжелое время, в условиях изменения законодательства и в отсутствие всякого правового статуса музеев-заповедников. Но, утверждение г-на Хаутиева о том, что Музей-заповедник не имеет границ, и его территория составляет 6 га, настораживает своей претенциозностью.
Напомним, что Историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина» был создан в 1984 году постановлениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР в соответствии с действующим на тот период законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». На основании данного закона, после проведения историко-архивных исследований и анализа концепции развития заповедника, обоснованной историками и краеведами, были определены объекты и участки исторической застройки, вошедшие в состав заповедника. В 1989 году институтом «Спецпроектреставрация» (Москва) была разработана «Схема развития Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», утвержденная постановлениями Коллегии Министерства культуры РСФСР, Коллегии Госстроя РСФСР и Ульяновского Облисполкома. В соответствии с этим документом были определены границы заповедника – территория центральной части Ульяновска с высокой степенью сосредоточения исторических и архитектурных памятников, составляющая 173,7 га.
В 1994 году был разработан «Проект границы Государственного историко-мемориального заповедника «Родина В.И. Ленина», который юридически оформил ранее определенные в Схеме развития границы заповедника и был согласован с администрацией города и области. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В. И. Ленина» включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Таким образом, высказывание г-на Хаутиева о том, что заповедник не имеет границ, по меньшей мере, спорно. Действительно, в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством, де факто существующие заповедники могут узаконить свою территорию только через создание «достопримечательного места». Причем, если для вновь создаваемых заповедников эта процедура имеет смысл, то для давно существующих заповедников она практически невыполнима и, по сути, бессмысленна. Замечу, что в соответствии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (ст. 3) в настоящее время территория Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» по всем параметрам соответствует статусу достопримечательного места, но юридически получить этот статус не может, в том числе из-за несоответствия и противоречий указанного закона, градостроительного, гражданского и земельного кодексов. К тому же п. 4 ст. 18 действующего федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», согласно которому орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия в течение семи дней, делает процедуру создания «достопримечательного места» в нашей ситуации неосуществимой, поскольку на территории Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» находится несколько тысяч собственников и пользователей разных видов права собственности.
Что касается 6,5 га, о которых вспоминает г-н Хаутиев в своем интервью, то 6,5 га – это земельные участки, принадлежащие Музею-заповеднику на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» от 23.02.2011 г. (ст.26.1), территорией музея-заповедника являются земельные участки, предоставленные ему в установленном порядке в связи с созданием данного заповедника, а также в период его деятельности. По Положению о Государственном историко-мемориальном заповеднике «Родина В.И. Ленина», принятому в 1984 г. это – 173,7 га. Правовой лабиринт не имеет выхода. Таким образом, эффективно защитить историческую застройку и отдельные памятники истории и культуры центральной части Ульяновска сегодня можно только используя механизм охранных зон. Такой документ – постановление о градостроительных регламентах и использовании земель в исторической части города – принят в Ульяновской области в 2009 году. Грамотно работать с этим документом, совершенствовать его не с точки зрения выгоды потенциальных застройщиков, а для защиты того, что у нас осталось и должен Комитет Ульяновской области по культурному наследию, что, кстати, и посоветовали ему представители Управления минкультуры России по Приволжскому федеральному округу. Уверена, что проблема ужесточения регламентов охранных зон и создание индивидуальных охранных зон объектов культурного наследия для города значительно важнее, нежели бесконечное выяснение вопросов о «законности» границ заповедника.
Что внушает оптимизм. То, что проблема существования, границ и территорий музеев-заповедников России сегодня перестала быть ведомственной и курируется на уровне Президента РФ. На заседании президиума Государственного совета и президиума Совета по культуре и искусству в 2009 году президентом Медведевым были актуализированы проблемы нормативно-правовой базы работы музеев-заповедников и регулирования застройки исторических городов. В результате мы получили новые уставы, дающие возможность развивать современные формы музейной деятельности и туризм. Наконец, 23 февраля 2011 г. принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Этим законом устранён пробел в правовом регулировании статуса и деятельности музеев-заповедников и впервые дано определение музея-заповедника. В представленной руководству страны «Стратегии развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2030 г.», подготовленной Союзом музеев России, одной из главных стратегических задач определена задача создания законодательных, нормативно-правовых, организационных и финансово-экономических условий для охраны историко-природных и культурных комплексов, на основе которых созданы музеи-заповедники в РФ. Наконец, состоявшаяся в апреле этого года встреча В.В. Путина с представителями музейного сообщества, на которой вопросам нормативно-правовой деятельности музеев было уделено значительное место (и, судя по данным после этой встречи поручениям, голос музейного сообщества был услышан), внушает надежду, что мы дождемся изменений в действующем законодательстве, позволяющих утвердить границы, режимы содержания и использования территорий музеев-заповедников.
Что делать сегодня? Ужесточить регламенты охранных зон, не допускать возможности точечной застройки в центре города и сохранять памятники истории и архитектуры всеми доступными нам сегодня средствами. Формировать общественное мнение и культуру участия общества в вопросах сохранения культурного наследия нации.
В связи с этим, странной кажется озвученная в интервью позиция председателя Комитета Ульяновской области по культурному наследию по вопросу передачи Дома-музея В.И. Ленина Музею-заповеднику. Смысл передачи Дома-музея В.И. Ленина находящегося сегодня на балансе Областного государственного автономного учреждения культуры «Ленинский мемориал» Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственному историко-мемориальному Музею-заповеднику «Родина В.И.Ленина» заключается в стремлении привлечь федеральные средства для его реставрации.
Шарпудин Хаутиев рассуждает о мифическом туристическом потоке, невозможности передачи коллекций (напомню, что все коллекции и музейные предметы, хранящиеся в музеях РФ, составляют единый Музейный фонд РФ и их передача вполне правовая процедура), но только не об ужасающем состоянии памятника федерального значения, нуждающемся в срочной и масштабной реставрации. Последний косметический ремонт в Доме-музее В.И. Ленина был сделан в 1998 году. Тяжелое физическое состояние здания давно заметно даже непрофессионалам. С начала 1990-х годов перестала работать система кондиционирования, которая была единственным источником отопления здания. Экспозиция отапливается обогревателем. Открытый строительный калорифер подает теплый воздух в воздуховод, что является реальной угрозой пожара. Отсутствует система вентиляции (запах гниения сруба ощутим и зимой и летом) и сигнализации. С начала 1990-х годов существует и не решается проблема гидроизоляции здания.
В ситуации, когда промедление в решении ремонта систем жизнеобеспечения музея и его реставрации угрожает существованию его как памятника, чиновник, отвечающий за сохранность памятников в области, «сомневается», что « федералы его возьмут в собственность – это огромное бремя (содержание дома и штата)», а не ищет способы убеждения федеральной власти в необходимости решения острой проблемы.
Осенью этого года Музею-заповеднику «Родина В.И. Ленина» исполнится 28 лет. В своем последнем интервью Александр Николаевич Зубов пожелал нашему коллективу уверенности в завтрашнем дне. Наш директор оставил нам в наследство сохраненный и музеефицированный квартал – уникальный для современной России объект, представляющий публике историческую застройку русского провинциального города, восхищающий гостей, туристов и специалистов. Он сделал это не благодаря, а вопреки времени, законодательству, моде на те или иные представления об истории. Сегодня Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» – успешный музей с сильным и работоспособным коллективом, принимающий более 170 тысяч посетителей в год. Проекты Музея-заповедника – победители Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, V Грантового конкурса музейных проектов, проводимого Благотворительным фондом В. Потанина, регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России», проводимого Российским гуманитарным научным фондом… Поэтому нельзя не согласиться с г-ном Хаутиевым только в одном: «Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» как существовал, так и будет существовать», и развиваться как научный, экспозиционный, образовательный и туристический центр, как и мечтал Александр Николаевич …
ВРИО директора Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» И.Г. Котова
Нынешняя власть звереет,
услышав про Ленина, СССР, коммунизм. Поэтому заповедник будут стараться угробить любыми путями. Назначение министром культуры Мединского бездарного плагиатора и фашиствующего русофоба, может развязать руки местным вандалам во главе с малограмотным губернатором. А уж хаутиевы по команде рвать на куски будут.