С июля 2012 года вступят в силу изменения в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Для большей части киоскеров Ульяновска эта федеральная инициатива обернулась настоящей головной болью. Дело в том, что упомянутые изменения подразумевают запрет на торговлю пивом в нестационарных торговых объектах.
– Суть в следующем: в нашем городе около 1 тысячи киосков, торговля пивом позволяет многим из них просто существовать, то есть работать безубыточно. Каждый киоск – это рабочие места для 2-3 человек. Если мы сейчас последуем известному революционному методу «взять и отменить», на улице окажутся около трех тысяч человек, у которых наверняка есть семьи, – поясняет советник Главы города, известный предприниматель Исаак Гринберг, к которому мы обратились за комментарием по этому вопросу.
По его словам, оправдывать подобные действия стремлением «уберечь население от алкоголизации» нельзя.
– В большинстве случаев в шаговой доступности от киосков находятся супермаркеты, где можно купить алкоголь и пиво на любой вкус. Это означает, что запрет на пиво в киосках совершенно бессмыслен. Такой шаг разве что позволит крупным сетям устанавливать свои жесткие цены на данный товар, поскольку исчезнет конкуренция с мелким бизнесом, – уверен Гринберг.
Есть ли выход из этой ситуации? Советник Главы Ульяновска убежден в том, что исправить положение возможно. Как уже упоминалось, Федеральный закон запрещает продавать пиво в нестационарных объектах, к которым и относятся многие ульяновские киоски. Однако понятия «стационарный и нестационарный торговые объекты» достаточно условны. К примеру, согласно 381-ФЗ, стационарным признается такой объект, который имеет всего два признака: прочную связь с фундаментом и присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
– Разве у большинства городских киосков нет подобных признаков? Просто в свое время муниципальным руководством все они были признаны временными сооружениями. Соответственно, термин «временный» влечет за собой и понятие «нестационарный». Кто мешает исправить в документах всю эту казуистику и дать людям возможность продолжать нормально работать и далее? – задается вопросом Гринберг.
Что касается вопросов «пивного алкоголизма», то, по мнению нашего собеседника, эта проблема решается не революционными запретами, а методами, основанными на систематическом подходе и «культурной постепенности». Например, смена ассортимента в киосках вполне возможна, но этот процесс должен соответствовать Законам спроса и предложения, а не регулироваться директивами «сверху».
Сергей Соболев