Страховщики предлагают ввести скидки для женщин при оформлении полиса ОСАГО. Основание – представительницы слабого пола более аккуратные водители и реже попадают в аварии. Впрочем, с этим утверждением соглашаются не все, тем более что единой статистики по ДТП в таком разрезе не существует. Правозащитники и вовсе заявляют о дискриминации по половому признаку.
Год от года количество женщин-водителей на дорогах растет. В целом по стране доля женщин-автомобилистов составляет 20 процентов, при этом за последние два года 66 процентов выпускников автошкол приходится именно на представительниц слабого пола.
Среди обучающихся сегодня две трети составляют женщины, рассказал «СК» руководитель автошколы «Автомобилист» Евгений Минчин. По данным ГИБДД, ежегодно водительские права получают порядка 18 тысяч ульяновцев. В настоящее время в профессиональных кругах и СМИ активно обсуждается инициатива продавать полисы ОСАГО женщинам-водителям по цене ниже, чем мужчинам. Сообщается даже, что специальный женский коэффициент могут ввести уже с 2014 года. Впрочем, никакого снижения страховых тарифов не предвидится. В лучшем случае их размер для слабого пола останется на нынешнем уровне. Дело в том, что в прошлом году Минфин РФ подготовил поправки в закон об ОСАГО, вводящие «ценовой коридор», в рамках которого тарифы сможет устанавливать сам страховщик. Вступление поправок в силу ожидается в 2014 году. Надо ли говорить, что средняя стоимость полиса ОСАГО вырастет?
По мнению ряда страховых компаний, при расчете стоимости полиса следует учитывать «фактор женской езды», так как женщины водят аккуратнее и убытки от них гораздо ниже. Сейчас, напомним, размер страховой премии рассчитывается в зависимости от возраста и стажа водителя, региона, где зарегистрирован автомобиль, и мощности двигателя.
И в ГИБДД, и в Российском союзе автостраховщиков (РСА) говорят, что не ведут отдельную статистику аварийности для мужчин и женщин.
– Женщины чаще по сравнению с мужчинами попадают в мелкие ДТП, но по крупным авариям с большими убытками и человеческими жертвами лидируют мужчины. При этом причинами аварий с участием мужчин чаще всего становится несоблюдение скоростного режима и обгона, а с участием женщин – перестроение и маневрирование, – делится своими наблюдениями инструктор Алексей Лукманов.
Водитель с 15-летним стажем Марина Гурьянова считает, что скидки для женщин вполне обоснованны, но касаться они должны только опытных водителей. По ее словам, бояться стоит новичков за рулем, и не важно, какого они пола.
– Женщина с большим стажем езды – лучший водитель. Это признают даже мужчины, – говорит она. Принято считать, что лучше водят мужчины. Возможно, в целом это и так. Но у женщин, которые много ездят, мастерство растет быстрее. Кроме того, у нас нет стремления полихачить, показать всю мощь своих автомобилей, чем грешат молодые люди.
В спор вмешиваются юристы, которые ссылаются на Конституцию. В документе закреплено, что перед законом и мужчины, и женщины равны. Как считают некоторые эксперты, более справедливым выглядело бы введение коэффициента в зависимости от количества правонарушений, а не ДТП, как сейчас. Есть еще предложение исключить коэффициент на мощность двигателя, ведь он не влияет на аварийные ситуации.
Вадим Пилюков