Сергей Гогин
Почтальон Печкин, по его собственному признанию, был злой, потому что у него не было велосипеда. Для Ульяновской области таким велосипедом должен стать, по замыслу чиновников, правильный девиз

В целях повышения патриотизма и укрепления регионального самосознания населения» (цитата из постановления регионального правительства) сегодня в области проводится конкурс на лучший девиз области. Из 300 с лишним присланных на конкурс слоганов экспертная комиссия отобрала на второй тур 13. Вот некоторые из них: «Меняться к лучшему, оставаясь собой!», «Души и державы опора», «Подперта честию!», «Вера. Верность. Усердие», «Венец страны — венец Державы», «Семь ветров — миллион возможностей», «Соединяя берега», «Хранима Богом, сильна народом!», «Правда, честь и единство».

Голосование в интернете продлится до 9 июня, а в День России область обретет самый правильный девиз.

Никто не ждет, что «подпертые честию» чиновники разом перестанут брать взятки и требовать откаты. По мысли организаторов конкурса, девиз задает людям четкую идейную установку, расставляет приоритеты, мотивирует на достижение общей цели или, по крайней мере, служит для самоидентификации. То есть отвечает на вопрос, кто мы, какими себя видим. «Сам конкурс — попытка активизировать людей на выявление этих ориентиров», — говорит главный советник экспертно-аналитического департамента регионального правительства Сергей Прозоров.

В последнее время Ульяновская область коллекционирует слоганы и бренды: «На взлет!», «Культурная столица», «Родина Колобка», «Авиационная столица» и так далее, — оставаясь для внешнего мира в основном родиной Ленина. Доцент кафедры психологии Ульяновского педагогического университета, кандидат психологических наук Александр Резник согласен, что хороший девиз может повести за собой людей, создавая в общественном сознании единый образ. Но высказывает опасение: «Девиз должен подкрепляться какими-то реалиями. Как правило, наше чиновничество склонно выдавать желаемое за действительное. Да, девиз — это всегда мечта, но от точки, в которой мы находимся, до той точки, куда ведет лозунг, должно быть не очень большое расстояние».

Мнения простых ульяновцев по поводу девиза области разделились. Одни считают, что он объединит людей, подвигнет их на что-то новое. Другие полагают, что добрые дела можно делать и без речовки, а девиз нужен скорее футбольной команде для обретения уверенности. Третьи имеют личный девиз жизни и не собираются заимствовать его у региона.

Глава области Сергей Морозов, как говорят, благоволит лозунгу «Подперта честию!» Эта странная для современного уха фраза появилась в начале XVIII века вместе с гербом Симбирска, на котором изображен столб с короной. Хотя, по словам Сергея Прозорова, за сохранение этого девиза выступают многие историки и эксперты, лозунгу уже не повезло: в интернете его склоняют на все лады, намекая на власть — «честь сперта», «подтерта честию». Обычные же люди находят этот архаичный девиз непонятным или неблагозвучным.