Немецкий режиссер Харольд Будде привез на кинофестиваль «От всей души» свой киноцикл «Обломов» по знаменитому роману нашего земляка Ивана Гончарова, 200-летний юбилей которого мы будем отмечать в июне.
В один из фестивальных дней с Харольдом Будде и с соавтором его фильма Надин Цоллер встретились члены ульяновского «Обломов-клуба» и с удовольствием приняли немецких единомышленников в свои ряды.
В задушевном разговоре Харольд Будде признался, что всегда ощущал себя… Обломовым. Он и внешне похож на этого литературного героя, только постаревшего. Режиссер уже пенсионер, ему 78 лет, но его глаза блестят по-молодому задорно и весело.
Как вспоминает Будде, с детства он не был ленивым, но не хотел заниматься школьными предметами, потому что понимал, что в жизни они ему не пригодятся. Харольд всегда хотел быть свободным и с юных лет протестовал против буржуазного образа жизни, правил и ценностей. Это началось еще в семье: у него был конфликт с отцом, который служил Третьему рейху, а мать, подобно Штольцу, твердила ему, что порядок и чистота – главное в жизни.
В студенческие годы для многих сверстников Харольда в Западной Германии Обломов стал кумиром. Студенты конца 60-х – начала 70-х годов ХХ века выходили на демонстрации, протестуя против войны во Вьетнаме и буржуазности, поднимая как знамя имя Обломова. Даже в обычной жизни, по примеру своего идеала, молодежь спала на лекциях в студенческих аудиториях, а потом собиралась в «Обломов-клубах».
Россия, ее культура всегда интересовали Будде. Он перечитал всех русских классиков. В детстве ему подарили книгу о Суворове. Этот русский полководец, как и Илья Ильич, восхищал его нестандартностью своего поведения.
Получив в университете профессию кинооператора, Харольд не ограничился ее рамками. Он занимался анимацией в качестве художника, увлекся режиссурой и снял много фильмов. При этом, следуя «обломовским заветам», всегда стремился быть творчески совершенно свободным. Такую возможность в Германии дает только статус безработного, и ему удалось «добиться», чтобы его уволили.
Как рассказывает Будде, он жил на пособие и занимался фильмами в свое удовольствие, писал книги, входил в художественные группировки. При этом социальные службы всячески старались куда-нибудь его официально устроить. Однажды направили к врачу, который должен был решить, может он заниматься трудовой деятельность или нет. Доктор ждал от пациента традиционной порции вранья. Но Харольд неожиданно честно признался: «Не хочу работать!». Эскулап, потрясенный такой правдивостью, выдал ему заключение, что он нетрудоспособен.
Возвращаясь к Обломову, режиссер заметил, что, вероятно, сейчас этот герой не так, как прежде, популярен в Германии потому, что немцы боятся узнать его черты в себе. Между тем, Илья Ильич, считает Харольд, продолжает оставаться современным и актуальным. Именно поэтому он и обратился к гончаровскому роману.
Свой артхаузный фильм из трех частей о герое Гончарова Будде создал в 1995-1997 годах еще на пленке. Это сюрреалистическая и психологическая картина рассчитана не на широкую публику, а на искушенного в киноискусстве зрителя-интеллектуала. Как режиссер, любящий экспериментировать, он показывает мир Обломова, которого, кстати, сам же и играет, через его сны, потому что именно они отражают то, что на самом деле думает и ощущает человек.
На роли других персонажей Харольд пригласил большей частью непрофессионалов. Он дал им полную свободу, и актеры не следуют жестко по тексту, а импровизируют на тему романа. У каждого исполнителя получилось нечто личное, нестандартное.
На премьере фильма коллеги-кинематографисты и художники наградили режиссера призом «Золотой Обломов». Эстетская публика Берлина была в восторге.
А вот в США, где был показан «Обломов», фильм не поняли. На иную, благожелательную, реакцию Харольд очень рассчитывает, представляя свое кинотворение землякам Ивана Гончарова.