Виктория Чернышева
На Ульяновском автомобильном заводе прошло годовое собрание акционеров, после которого руководство предприятия озвучило итоги работы в 2011 году. Объемы производства и продаж ульяновских внедорожников выросли – на 15,7 и 13,6 процента соответственно. Автозавод произвел почти 63,9 и продал 64,3 тысячи автомобилей. Лидером стало семейство “Патриотов”, рост объемов продаж которых, по сравнению с 2010 годом, составил 58 процентов.
В нынешнем году спрос на “Патриоты” вырос еще больше. По мнению генерального директора УАЗа Сергея Юрасова, тому причиной стала новая панель, которую установили в салоне внедорожника. Завод сменил поставщика – прежде панели поставлялись из Ирана; теперь их делает нижегородское предприятие.
– Новая панель конструктивно отличается от старой – в ней на 30 деталей меньше, она более эргономичная, поглощает шумы из передней части машины, позволяет развивать потребительские свойства – например, устанавливать в дальнейшем камеру заднего обзора и так далее, – говорит Юрасов. – Мы приняли решение об увеличении мощностей. Первоначально в финансовом плане суточный темп выпуска “Патриотов” был 108 автомобилей. Сейчас – 115. А с 1 июня конвейер УАЗа выпускает в сутки 130 внедорожников этого семейства. Большинство наших поставщиков из-за этого ушли на трехсменный режим работы.
Из-за увеличения производства “Патриотов” руководство автозавода поставило вопрос об отмене традиционного летнего корпоративного отпуска.
– Рынок ждать не будет – если есть спрос сегодня, надо его удовлетворять. Но мы все же приняли решение не ломать планы заводчан. Кто-то уже приобрел путевки, договорился с мужем или женой. Так что корпоративный отпуск будет – с 13 июля по 3 августа.
Еще одной “точкой роста” на автозаводе стали дизельные двигатели, которые в увеличили спрос на “Патриоты – пикапы”. К концу года планируется увеличить объем их производства вдвое.
Несмотря на рост производственных показателей, чистая прибыль предприятия в прошлом году уменьшилась на 60 процентов. Завод заработал 467 миллионов рублей против 1,371 миллиарда в 2010-ом.
– Причин тому несколько, – комментирует руководитель УАЗа. – Прежде всего, серьезно выросла стоимость услуг естественных монополий – газа, электроэнергии, а также повысилась стоимость комплектующих. Кроме того, в начале 2011 года, из-за несогласованности цен у нас были проблемы с поставщиками-металлургами. И завод остановился. Этот простой тоже нанес нам серьезный удар. Переложить увеличение себестоимости автомобилей на рост цен мы не можем – потеряем в объемах. На заводе реализуются компенсирующие мероприятия: например, поощряется рационализаторство, внедрена программа снижения издержек. Но сэкономить миллиард все равно не получается.
Рост цен на автомобили в этом году, по словам Юрасова, будет, но умеренный. Ульяновцы пристально следят за конкурентами – на рынок активно приходит продукция китайского автопрома, качество которой растет.
– Кроме того, большую конкуренцию нам составляет вторичный рынок. Грядет изменение законодательства, рассматривается ступенчатая шкала таможенных пошлин на ввозимые в Россию импортные автомобили. Этот шаг мы тоже рассматриваем как риск для компании. В то же время, прорабатывается ряд компенсационных мероприятий. Вероятно, будут вводиться утилизационные пошлины – дополнительный налог государству – за то, что продукция, произведенная за рубежом, “умрет” в России, и ее нужно будет утилизировать, – уточнил Сергей Юрасов.
Пока же рынок реагирует лучше прогнозов, которые делают автозаводчане. В финансовом плане на 2012 год стоит производство 68 тысяч автомобилей. Но он, скорее всего, будет скорректирован до 70 тысяч. Кроме того, традиционно, ближе к осени определится количество внедорожников, которые УАЗ будет делать по госзаказу (сейчас их объем составляет 10 процентов от общего количества выпущенных в Ульяновске авто).
– Наша стратегия – это дальнейшее развитие семейства “Патриот”, поддержание старого модельного ряда в соответствии с последними техническими регламентами, требованиями по безопасности, а также планирование нового продукта. Последнее – точно не в этом году: это дело длительного времени, – говорит Юрасов.
Убирать из модельного ряда старые добрые “буханки” и “козлики” на УАЗе пока не собираются. Пока на них есть спрос. Оборудование, на котором делается ульяновская “классика”, полностью самортизировано; за счет этого удается держать низкую цену. Предприятие инвестирует в регулируемые параметры этих автомобилей – шумность, выбросы и так далее.
– Принципиально продукт не меняем. Что такое модернизировать “буханку”? Надо сделать новый кузов, шасси, а это немалые деньги. Так что старый модельный ряд будет жить, пока его не закроют такие технические преграды, которые не позволят принять эффективное инвестиционное решение. То есть, вложения в них будут уже невыгодны, – считает Юрасов.