Бытует мнение, что опека и поддержка выпускников школ-интернатов – это пустая трата средств, что без того слишком дорого обходится государству содержание интернатных учреждений. На это можно возразить: когда нашим собственным детям исполняется 16 лет, мы не выставляем их за порог, а продолжаем поддерживать довольно длительное время, если не всю жизнь. Чем детдомовские дети отличаются от «домашних»? Тем, что их некому поддержать?
В нашей области работают 14 детских интернатных учреждений. В них воспитываются более тысячи детей-сирот. Ежегодно оттуда в Ульяновск возвращаются от 100 до 120 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 16-18 летнем возрасте. Могут ли они благополучно адаптироваться к практически незнакомой среде? Ведь часто ребенок воспитывается в детском доме, расположенном в другом населенном пункте. Его социальное пространство нарушается: город (село), в котором он когда-то родился, становится чужим. И в этом чужом городе (селе) надо строить свою жизнь – учиться, искать работу, получать и обустраивать жилье, создавать семью, растить детей…
Все это становится стрессом для выпускника, выросшего в довольно замкнутых условиях. Если переход ко взрослой жизни будет осуществляться плавно и с помощью квалифицированных специалистов, он будет менее болезненным. Поэтому Управлением по реализации социально значимых программ и проектов администрации города разработан и утвержден План мероприятий по постинтернатному сопровождению выпускников этих учреждений, возвращающихся на постоянное место жительство в город. План этот включает социально-правовое, социально-бытовое, медико-психолого-педагогическое сопровождение выпускников.
Положительную роль здесь может сыграть и наставничество, а в роли наставников могут выступить взрослые люди – соседи, знакомые, общественные деятели, студенты-волонтеры и т.д.
Можно сказать, что такая модель адаптации воспитанников к самостоятельной жизни способствует формированию у них позитивного отношения к окружающим, способности жить в социуме. Люди, готовые помогать выпускникам детских домов, есть. Все это обнадеживает – общество должно понимать: чужих детей не бывает.
План подразумевает взаимодействие с учреждениями и ведомствами города Ульяновска с целью оказания выпускникам помощи в решении возникающих проблем, в том числе бытовых.
Началом реализации Плана мероприятий стала первая встреча с выпускниками детских домов, которая проходила 28 мая в Областной детской библиотеке им. Аксакова. Надо отметить, что сотрудники библиотеки с большим воодушевлением согласились сотрудничать с Управлением по реализации социальных программ и проектов в данном направлении. Предоставили большой уютный зал, рассказали о своих возможностях и предложили молодым людям бескорыстную помощь по использованию библиотечных ресурсов и сети Интернет.
На этой встрече обсуждали проект Положения о Клубе, работали над составлением индивидуальной карты сопровождения выпускника, включающей в себя ряд вопросов, с которыми придется сталкиваться. Выслушали мнения участников мероприятия о дальнейшей работе Клуба, а также обсудили «домашнее задание», над которым всем придется поработать до следующей встречи в сентябре. Для Клуба предложили поэтическое название – «Ласточкино гнездо». Участниками встречи были специалисты отдела соблюдения прав несовершеннолетних Управления по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска, администрация и сотрудники областной детской библиотеки им. Аксакова, выпускники детских домов – студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, просто неравнодушные люди.