Будущее коррекционных классов в ульяновских школах становится весьма неопределенным. К этому, считают учителя, ведут разговоры об инклюзивном образовании с его лозунгом о частичной или полной социализации детей, страдающих задержкой психического развития (ЗПР).
По оценкам специалистов, средняя общеобразовательная школа № 8 славится методическими наработками и практическими успехами работы с ребятами, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Как рассказала корреспонденту «СК» директор школы Алла Тельгузова, желающих устроить своего ребенка в коррекционный класс в Ульяновске много. В школу, расположенную на улице Октябрьской, привозят детей из дальнего Засвияжья, северной части города, Заволжья. Классы формируют небольшие – до 12 человек. Для них проводятся как обычные уроки, так и коррекционные с каждым учеником. Все учащиеся коррекционных классов остаются после уроков в группе продленного дня, где выполняют все практические задания с помощью учителей. Кроме того, с ребятами работает учитель-логопед: обычно дети, страдающие ЗПР, нуждаются и в его помощи. Задача у педагогов непростая: ребята, с их повышенной возбудимостью и с меньшей способностью к обучению, к концу каждого учебного года должны знать и уметь все то, что знают и умеют их ровесники из параллельных классов. Но с детьми работают учителя, прошедшие специальную подготовку в Институте повышения квалификации, изучившие специальные методики. И в среднем к концу начальной школы 40 процентов учеников коррекционного класса переходят в обычный класс, довольно быстро привыкая к новым условиям.
Работа кропотливая. Но, говорят специалисты Минобразования, если в коррекционный класс не набирается семи человек, то и нет смысла его открывать. В таком случае эти дети – по трое-четверо – должны идти в так называемый класс-норму, имея при этом облегченный образовательный «маршрут». Школы должны создать наилучшие условия для их адаптации – моральной, интеллектуальной, физической. Причем речь идет даже о тех детях, которые нуждаются в домашнем, индивидуальном, обучении.
– Конечно, в этом случае дети не изолированы, и это хорошо, – рассуждает Тельгузова. – Но по опыту работы в нашей школе знаю, что к таким детям настороженно относятся и другие ученики, и их родители. Приходится объяснять, что это дети, которым просто нужно больше внимания. При этом я считаю, что у родителей должен быть выбор, и с учетом рекомендации медико-психологической комиссии они сами должны решить – отдать ребенка в обычный класс или коррекционный.
Учителя, изо дня в день работающие как с обычными, так и с особыми детьми, понимают: будет очень сложно.
Даже в коррекционных классах нередки примеры, когда два ребенка одного возраста, с одним заболеванием одинаковой степени тяжести, получающие равную работу с педагогом, усваивают материал с разным успехом. И, по меньшей мере, бестактно сравнивать их достижения с достижениями ровесников из обычных классов, а полученные ими, допустим, «четверки» – совершенно разные оценки.
К чему приведет эта уравниловка, если даже в просто «неровных» классах нелегко и учителю, и ученикам? Вместо того чтобы «тянуть» класс за лучшими учениками, попутно отвлекаясь на хулиганов и лентяев, учителю придется больше внимания уделять отстающим. Будут ли эти ребята чувствовать себя «в своей тарелке», ведь наверняка их задразнят одноклассники. Не станут ли они изгоями?
– Мы рекомендуем коррекционные или речевые школы, чтобы не было психологического ущемления ребенка, – комментирует невролог детской поликлиники № 3 Елена Полина. – Ребенок должен учиться среди равных ему, чтобы у него не было плохих оценок.
Не обернется ли неудачей то, что пытаются выдать за прогресс? Кажущаяся столь необходимой чиновникам «интеграция проблемных детей в общешкольную среду» может привести к тому, что в большом классе – а ведь обычные классы чаще всего превышают норму СинПина (25 человек) – ребенок с ЗПР так и не научится сосредотачиваться, а следовательно, понимать объяснения учителя, применять знания и не мешать одноклассникам. В Минобразования уверяют, что четко отработана система нагрузки преподавателей по работе с проблемными детьми, однако сами учителя говорят, что далеко не в каждой школе есть педагоги, владеющие специальными методиками работы с детьми, страдающими ЗПР, и ждать хороших результатов не стоит.
Анна Михайлова
Мама
К сожалению, не стоит ждать хороших результатов и от коррекционных школ. Я не знаю, может быть в 8 школе действительно так, как рассказывает её администрация. Тогда остаётся только порадоваться за детей и родителей. У меня же более печальный опыт сотрудничества с коррекционной системой. У моего ребёнка тоже ЗПР и нам на ПМПК рекомендовали речевую школу. Классы действительно небольшие, воспитатель, учитель, логопед. Но несмотря на этот рай, прогресса у ребёнка за полгода не было. Мне уже стали намекать на школу 8 вида. Сама начала сомневаться, за полгода – даже читать не научился. Решила дать малышу ещё один шанс, наняла высококлассного логопеда. Каково же было удивление, когда он начал читать слога после первого же занятия. Оказывается у ребёнка было фонетическое восприятие, и ему просто нужно было правильно объяснить. Сейчас, всё наладилось. Ребёнок развивается на глазах. Обрёл веру в себя, появилась мотивация на учёбу. В коррекционную систему больше не хочу – идём в обычную школу. Так что, из своего опыта не важно какая школа, важно какие люди работают с детьми. А делать ребёнка изгоем могут в любой школе. Всё зависит от настроя администрации и учителя. Пара слов о ПМПК. Как наивный родитель полагала, что это комиссия с которой действительно можно обсудить лучший маршрут для своего ребёнка. На деле, всё зависит от состава. Некоторые составы работают как наследники инквизиции: приговор ребёнку окончательный и обжалованию не подлежит. И ваши откровения со специалистами ПМПК по поводу определённых проблем ребёнка, вместо получения рекомендаций специалистов приводят к получению вашим ребёнком диагноза-приговора. Причём порой на постановку этого диагноза тратится 5 минут (даже на те, на постановку которых, высококлассные специалисты тратят несколько дней наблюдений), а на то, чтобы его снять – недели. Мой вывод такой: хоть в коррекционной, хоть в обычной школе, если у ребёнка ЗПР, всё равно нужно искать репетиторов. Ну а учитывая, наше общество, то что ребёнок обучался в коррекционной системе становится печатью изгоя.